Педагогика и воспитание » Приемы понимания художественного текста на уроках литературного чтения » Обучение младших школьников пониманию художественного текста

Обучение младших школьников пониманию художественного текста

Страница 4

Какие ошибки чаще всего допускает учитель при обучении диалогу с автором через текст?

А. Не всегда уместен диалог при чтении лирической зарисовки, миниатюры, приключенческого рассказа и т.д. Прием «погружения» в текст должен соответствовать художественной задаче произведения, его особенностям.

Б. Другое распространенное затруднение связано с нечетким пониманием того, что такое вопросы к автору.

Не каждый вопрос к тексту можно назвать вопросом к автору.

К предложению «Я нашел удивительную берестяную трубочку» можно поставить такие вопросы:

1. Кто нашел? (Я.)

2. Что я сделал? (Нашел.)

3. Что нашел? (Берестяную трубочку.)

4. Что такое берестяная трубочка? (Прямой ответ идет далее в тексте.)

5. Интересно, почему же она удивительная?

Ясно, что только пятый вопрос можно назвать вопросом к автору. Ученик ответит на него, дочитав рассказ, но прямого, явного ответа он в тексте не найдет.

Как правило, вопросы к автору носят подтекстовый, а не фактуальный характер - и это очевидно из нашего примера.

Особенность подтекстовых вопросов в том, что они направлены на анализ текста и могут быть различными:

- на выяснение причинно-следственных и других связей (Почему папа засмеялся? Для, чего Дениска усаживал мишку поудобнее на диван? Чем можно объяснить отказ мальчика от маминой помощи в конце рассказа? - к рассказу В. Драгунского «Друг детства»);

- на обоснование, аргументацию, доказательство (Чем вы можете подтвердить, что Дениска больше никогда не будет боксером? Как можно доказать, что у папы были основания не принимать просьбу сына всерьез?);

- формирующие внимание детей к языку и художественным особенностям текста (Почему Драгунский пишет: «ему приспичило стать боксером», а не «он решил стать боксером»? Как вы понимаете выражение «скрепился немного»?).

Для понимания текста художественных произведений большими возможностями обладает такой прием как слушание.

Чтобы приохотить ребенка к чтению, необходимо учить его слушать чтение произведения другим человеком, а также воспринимать и понимать прослушанное. Уроки литературного слушания не только необходимый этап подготовки к освоению программы по литературе в следующих классах, но и условие вхождения в мир искусства слова и воспитания чуткого и думающего читателя. Главной задачей уроков литературного слушания является обучение искусству слушать — сказку, рассказ, стихотворение.

Умение слушать художественное произведение позволит ребенку эмоционально воспринять произведение, задуматься о нравственных категориях - добре и зле, дружбе и вражде, любви и ненависти, а также испытать радость, веселье, гордость, грусть, печаль, нежность, восхищение и другие чувства. Уроки слушания - это ежедневная школа обогащения нравственного и эмоционального опыта, духовного и эстетического развития. Формирование такого опыта затем позволит ребенку лучше осознать и понять прочитанное.

На основе прочитанного и прослушанного, для проведения дальнейшей работы над пониманием текста, целесообразно употреблять такой прием как моделирование.

Модельный схематический план к русской народной сказке «Колобок» выглядит так:

Рисунок 1.

Прием моделирования может быть применен и для еще непрочитанного художественного произведения. Методика английского педагога Хамблин предназначена для работы с небольшим произведением, текст которого учащимся заранее неизвестен. Располагая минимальной информацией (название, имя автора, небольшой фрагмент текста, а именно первый и последний абзацы, иллюстрация), дети должны предвосхитить, спрогнозировать сюжет произведения, доказать или обосновать свои мысли.

Страницы: 1 2 3 4 5


Другое по теме:

Причины и факторы национальной нетерпимости
Составными частями ксенофобии являются социальные стереотипы, предубеждения и предрассудки. Что же касается мышления ксенофоба, то весь мир видится им исключительно в черно-белом цвете, с доминированием эмоций и чувства вражды или презрения к "чужим". При этом отрицательные черты отдельны ...

История возникновения и развития тестовой формы контроля знаний
Наилучшей формой представления заданий итоговой проверочной работы считается тестовая. Тесты стали использоваться в социологии, психологии и педагогике во второй половине прошлого века. Сам термин был введен Ф. Гальтоном. Важный шаг в распространении тестов был сделан бостонскими школами, заменивши ...

Средства формирования элементарных математических представлений у дошкольников
Процесс формирования элементарных математических представлений осуществляется под руководством педагога в результате систематически проводимой работы на занятиях и вне их, направленной на ознакомление детей с количественными, пространственными и временными отношениями с помощью разнообразных средст ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru