Педагогика и воспитание » Приемы понимания художественного текста на уроках литературного чтения » Обучение младших школьников пониманию художественного текста

Обучение младших школьников пониманию художественного текста

Страница 4

Какие ошибки чаще всего допускает учитель при обучении диалогу с автором через текст?

А. Не всегда уместен диалог при чтении лирической зарисовки, миниатюры, приключенческого рассказа и т.д. Прием «погружения» в текст должен соответствовать художественной задаче произведения, его особенностям.

Б. Другое распространенное затруднение связано с нечетким пониманием того, что такое вопросы к автору.

Не каждый вопрос к тексту можно назвать вопросом к автору.

К предложению «Я нашел удивительную берестяную трубочку» можно поставить такие вопросы:

1. Кто нашел? (Я.)

2. Что я сделал? (Нашел.)

3. Что нашел? (Берестяную трубочку.)

4. Что такое берестяная трубочка? (Прямой ответ идет далее в тексте.)

5. Интересно, почему же она удивительная?

Ясно, что только пятый вопрос можно назвать вопросом к автору. Ученик ответит на него, дочитав рассказ, но прямого, явного ответа он в тексте не найдет.

Как правило, вопросы к автору носят подтекстовый, а не фактуальный характер - и это очевидно из нашего примера.

Особенность подтекстовых вопросов в том, что они направлены на анализ текста и могут быть различными:

- на выяснение причинно-следственных и других связей (Почему папа засмеялся? Для, чего Дениска усаживал мишку поудобнее на диван? Чем можно объяснить отказ мальчика от маминой помощи в конце рассказа? - к рассказу В. Драгунского «Друг детства»);

- на обоснование, аргументацию, доказательство (Чем вы можете подтвердить, что Дениска больше никогда не будет боксером? Как можно доказать, что у папы были основания не принимать просьбу сына всерьез?);

- формирующие внимание детей к языку и художественным особенностям текста (Почему Драгунский пишет: «ему приспичило стать боксером», а не «он решил стать боксером»? Как вы понимаете выражение «скрепился немного»?).

Для понимания текста художественных произведений большими возможностями обладает такой прием как слушание.

Чтобы приохотить ребенка к чтению, необходимо учить его слушать чтение произведения другим человеком, а также воспринимать и понимать прослушанное. Уроки литературного слушания не только необходимый этап подготовки к освоению программы по литературе в следующих классах, но и условие вхождения в мир искусства слова и воспитания чуткого и думающего читателя. Главной задачей уроков литературного слушания является обучение искусству слушать — сказку, рассказ, стихотворение.

Умение слушать художественное произведение позволит ребенку эмоционально воспринять произведение, задуматься о нравственных категориях - добре и зле, дружбе и вражде, любви и ненависти, а также испытать радость, веселье, гордость, грусть, печаль, нежность, восхищение и другие чувства. Уроки слушания - это ежедневная школа обогащения нравственного и эмоционального опыта, духовного и эстетического развития. Формирование такого опыта затем позволит ребенку лучше осознать и понять прочитанное.

На основе прочитанного и прослушанного, для проведения дальнейшей работы над пониманием текста, целесообразно употреблять такой прием как моделирование.

Модельный схематический план к русской народной сказке «Колобок» выглядит так:

Рисунок 1.

Прием моделирования может быть применен и для еще непрочитанного художественного произведения. Методика английского педагога Хамблин предназначена для работы с небольшим произведением, текст которого учащимся заранее неизвестен. Располагая минимальной информацией (название, имя автора, небольшой фрагмент текста, а именно первый и последний абзацы, иллюстрация), дети должны предвосхитить, спрогнозировать сюжет произведения, доказать или обосновать свои мысли.

Страницы: 1 2 3 4 5


Другое по теме:

Виды упражнений по устранению недостатков
Известно, что дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. Наметившаяся в последние 10 лет устойчивая тенденция ухудшения здоровья дош ...

Основные формулы комбинаторики
Для того чтобы определить вероятность нужно знать количество исходов, а также количество благоприятных исходов. Если количество испытаний мало, то можно вручную перебрать все исходы и выявить среди них благоприятные. Что делать в том случае, если количество испытаний велико? В таком случае приходят ...

Экологическая проблематика темы: «S-элементы ПСХЭ» с точки зрения экологии
К блоку S-элементов относятся 13 элементов, общим для которых является застраивание в их атомах s-подуровня внешнего энергетического уровня. Период Группа Главное квантовое число n IA IIА 1 H* 2 Li? Ве 3 Na Mg 4 K Ca 5 RЬ Sr 6 Сs Ва 7 Fr Rа * − необходимые элементы; ** − биогенные элеме ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru