Педагогика и воспитание » Особенности перцептивной модальности и интонации у дошкольников с ОНР III уровня, имеющих стертую форму псевдобульбарной дизартрии » Описание методологического аппарата исследования

Описание методологического аппарата исследования

Страница 1

В ходе диагностики мы исследовали два аспекта – сформированность интонационной стороны речи у детей и различных видов перцептивных модальностей, а также выявление ведущей перцептивной модальности у детей.

Для определения сформированности интонационной стороны речи была использована диагностика интонационной стороны речи детей младшего школьного возраста Е. А. Лариной. Данная диагностика была адаптирована нами для детей дошкольного возраста (4-6 лет). В процессе диагностики исследовались 7 основных компонентов интонационной стороны устной речи: мелодия, интенсивность, темп, ритм, логическое ударение, паузирование и тембр. Исследование этих компонентов предполагает проведение нескольких проб, каждая из которых оценивается бально-уровневой системой с помощью цифр от 1 до 5.

5 баллов. Мелодика: доступен простой и сложный (восходящее-нисходящий, нисходяще-восходящий) мелодический контур; развито умение использовать мелодические контрасты в сторону повышения или понижения; правильность характера мелодического движения в предложении; разнообразие использования ИК; адекватное понимание интонации с учетом смыслового и эмоционального подтекста; точное различение и дифференциация основных типов интонации и способ их обозначения. Интенсивность: повышенная. Правильное восприятие, воспроизведение интенсивности и варьирование контрастами динамического компонента интонации возможно при условии дополнительных уточнений. Темп: медленный. Воспроизведение неречевого и речевого темпа скоординировано с темпом собственных движений. Восприятие темпа сохранно. Ритм: правильное восприятие и воспроизведение ритмических структур разной сложности в речевом и неречевом плане. Ударение: в норме при выборе словесного ударения в словах обиходно-бытовой тематики, в сложных малоупотребительных словах возможны единичные ошибки, которые самостоятельно исправляются. Паузирование: в устной речи безошибочное синтагматическое и фразовое паузирование, но при выполнении диагностических проб отмечаются редкие ошибки в выборе качества и места паузальной выделенности. Тембр: разнообразные проявления тембральных качеств голоса – «звучность», «чистота», «яркость звучания»; возможность четкого восприятия и воспроизведения тембровых компонентов. Общая эмоциональная и модальная окраска голоса отражает эмоциональное состояние говорящего и его отношение к предмету речи и к собеседнику; мимика и жестикуляция ситуативная; отмечается чрезмерная эмоциональность детей.

4 балла. Мелодика: возможен только простой мелодический контур; адекватное восприятие и воспроизведение интонации с использованием дополнительных объяснений и уточнений, стимульного материала. Интенсивность: высокая. Правильное восприятие, воспроизведение интенсивности и варьирование контрастами динамического компонента интонации нарушены. Темп: медленный. Воспроизведение неречевого и речевого темпа скоординировано с темпом собственных движений. Восприятие темпа сохранно. Ритм: верное восприятие и воспроизведение ритмических структур в речевом и неречевом плане. Ударение: отмечаются ошибки при определении логического ударения или верная его выделенность при неправильном способе передачи. Паузирование: правильное восприятие паузальной границы; редкие ошибки в выборе качества и места паузальной выделенности во время их воспроизведения. Тембр: особенности окраски голоса – «звучность», «чистота»; возможность четкого восприятия и воспроизведения тембровых компонентов; общая эмоциональная и модальная окраска голоса, мимика и жестикуляция соответствует ситуации общения; определение и узнавание эмоциональной окрашенности речевой продукции сохранно; изменение качеств голоса с целью передачи содержательной информации требует дополнительной помощи экспериментатора.

3 балла. Мелодика: адекватное восприятие различных интонационных конструкций, но отмечаются ошибки при воспроизведении простых и сложных мелодических контуров. Интенсивность: высокая. Правильное восприятие, воспроизведение интенсивности и варьирование контрастами динамического компонента интонации не возможно. Темп: медленный темп речи. Верное выполнение быстрых и медленных движений в соответствии с меняющимся темпом и ритмом неречевых и речевых звуков, произнесение в указанном темпе слов и предложений, скоординированное с темпом собственных движений возможно при условии дополнительного показа и предъявления стимульного материала. Произнесение в указанном темпе речевого материала сопряжено и отраженно практически безошибочно, сложности при выполнении задания самостоятельно. Ритм: правильное восприятие и воспроизведение ритмических структур разной сложности возможно с дополнительным показом и объяснением экспериментатора. Ударение: стойкие сложности в определении логического ударения, часто отмечается неправильный выбор способа его передачи. Паузирование: ошибки в выборе качества и места паузальной в устной речи и при выполнении диагностических проб. Тембр: особенности окраски голоса – «звучность», «чистота»; общая эмоциональная и модальная окраска голоса, мимика и жестикуляция соответствует ситуации общения; наблюдаются ошибки при определении и узнавании эмоциональной окрашенности речевой продукции.

Страницы: 1 2 3 4 5


Другое по теме:

Психологические основы специальной педагогики
Психология аномального развития, или специальная психология, — область психологической науки, изучающая людей, для которых характерно отклонение от нормального психического развития, связанное с врожденными или приобретенными нарушениями формирования нервной системы. На основе такого изучения опред ...

Система работы по интеллектуально-творческому развитию учащихся
Особую актуальность эта задача получает в динамично развивающемся информационном пространстве. Однако учащиеся не всегда могут ориентироваться в огромном потоке новых сведений, извлекать необходимые факты и данные, продуктивно использовать их в своей работе. Выходом из создавшейся проблемной ситуац ...

Интерес к физической культуре как фактор, повышающий активность школьников
Перед современным учителем физической культуры стоит задача обеспечить высокий уровень активности учащихся на уроках. Для этого необходимо, чтобы школьники испытывали интерес к понятиям физическими упражнениями, стремились развивать необходимые для этого физические и психические качества и получали ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru