Педагогика и воспитание » Особенности перцептивной модальности и интонации у дошкольников с ОНР III уровня, имеющих стертую форму псевдобульбарной дизартрии » Перцептивная модальность как средство формирования интонационной выразительности речи

Перцептивная модальность как средство формирования интонационной выразительности речи

Страница 1

Значение живого устного слова неоспоримо, так как лекция, доклад, беседа, выступление – любые формы устного повествования – являются повседневным явлением в нашей жизни. Устная речь всегда имеет большой запас средств для передачи мыслей и чувств: это и мимика, и жесты, и интонация, и т.д. В то же время языковые способности человека зависят от особенностей организации сенсорно-перцептивной системы (Б.Г. Ананьев, Г.А. Ванюхина).

В литературе уже неоднократно указывалась роль речи в формировании психических процессов (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Е.К. Каверина, М.М. Кольцова, Т.Е. Конникова, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Н.Г. Морозова, Г.Л. Розенгард-Пупко, Л.С. Славина, Ф.И. Фрадкина, Д.Б. Эльконин, Ф.Я. Юдович, и др.). А.Р. Лурия, Ф.Я. Юдович отмечают, что важное значение общения ребенка со взрослым заключается в том, «что овладение словесной системой перестраивает все основные психические процессы у ребенка и что слово оказывается, таким образом, мощным фактором, формирующим психическую деятельность». Речь, являясь основным средством общения, становится также средством углубленного анализа и синтеза действительности и «высшим регулятором поведения» (И.П. Павлов). Владение речью позволяет человеку подняться над непосредственным, наглядным восприятием, анализировать его данные, соотнести воспринимаемые объекты с определенными категориями и строить свое поведение соответственно глубокому «категориальному» отражению мира. А. Гельб, К. Гольдштейн, Г. Хэд подчеркивали важную роль речи, которую она играет в построении сложных психических процессов. Таким образом, речь и психические процессы неразрывно связаны, и ее роль в формировании психических процессов неоценима.

Но существует и обратная связь речи с высшими психическими процессами, в частности с восприятием. Речь человека, его языковые и интонационные способности, как уже было сказано выше, тесно связаны с организацией его сенсорно-перцептивной системы.

Перцепция – это восприятие, непосредственного отражения объективной действительности органами чувств. Восприятие как один из высших психических процессов позволяет ребенку осваивать и познавать окружающий его мир, несформированность его вызывает мозаичность представлений ребенка и задерживает его развитие.

А.В. Запорожецем (1941) была разработана теория формирования перцептивного действия. Им было доказано, что в основе любого познавательного процесса лежат практические действия, в частности, что восприятие и мышление являются системой свернутых, «перцептивных действий», в которых происходит уподобление основным свойствам предмета и, за счет этого, формирование перцептивного или мыслительного образа. Перцептивные действия, которые реализуются с помощью различных наборов перцептивных операций, рассматриваются им как основные структурные единицы процесса восприятия, обеспечивающие построение предметного образа. Само восприятие трактуется им как овладение все более сложными видами перцептивных действий, основанных на сопоставлении свойств воспринимаемых объектов с системами сенсорных эталонов, которыми ребенок овладевает в детстве. Первоначально происходит овладение внешнедвигательными формами обследования объектов на основе материальных эталонов, затем (после интериоризации) образуются собственно перцептивные действия, состоящие из все более свернутых движений воспринимающих органов, при этом материальные эталоны сменяются эталонными представлениями . Для систематизации свойств окружающего мира используются сенсорные эталоны. Сенсорный эталон — система сенсорных качеств предметов. Исходно они выделяются в процессе общественно–исторического развития как ряд систем сенсорных качеств (звуковысотная шкала музыкальных звуков, фонемы языка, геометрические фигуры). Сенсорные эталоны необходимы ребенку для усвоения и использования в качестве образца при обследовании объектов и анализе их свойств. Их усвоение обеспечивает процесс развития человеческого восприятия.

Таким образом, восприятие — это познавательный психический процесс, состоящий в целостном отражении предметов, ситуаций и событий, возникающий при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. Воспринимая, человек не только видит, но и смотрит, не только слышит, но и слушает, а иногда он не только смотрит, но рассматривает или всматривается, не только слушает, но и прислушивается; он часто активно выбирает установку, которая обеспечит адекватное восприятие предмета; воспринимая, он таким образом производит определенную деятельность, направленную на то, чтобы привести образ восприятия в соответствие с предметом, необходимое в конечном счете в силу того, что предмет является объектом не только осознания, но и практического действия, контролирующего это осознание. В результате деятельности восприятия (перцептивной деятельности, от лат. perceptio — восприятие) в субъективном пространстве формируется образ восприятия, или перцептивный образ объекта, ситуации или иного события, который обладает свойствами, отличными от свойств ощущений, на основе которых он строится. Также необходимо отметить, что каждый образ восприятия является результатом интеграции ощущений нескольких модальностей, прежде всего зрительной, слуховой и тактильно-кинестетической (Н.В. Бордовская, А.А. Реан, С.И Розум) .

Страницы: 1 2


Другое по теме:

Система уроков по изучению сказок Антония Погорельского
"А. Погорельский: писатель, психолог и воспитатель" (урок по литературе в 5-м классе по произведению А. Погорельского "Чёрная курица или подземные жители") Цель: Познакомить с психологическим мастерством А. Погорельского в изображении детского характера. Развитие умения работать ...

Система упражнений комбинаторного характера
Обучение решению комбинаторных задач проходит в три этапа, которые описаны во второй главе. На 1 этапе могут быть предложены следующие задачи. У Маши было 3 цветка: фиалка, нарцисс и тюльпан. Она выкопала три лунки. Нарисуй, как по-разному можно посадить эти цветы, если лунки расположены в один ряд ...

Факторы, способствующие повышению активности школьников на уроках физической культуры
Активность учащихся во многом зависит от многих факторов, основными из которых являются: правильная постановка задач урока, создание положительного эмоционального фона, оптимальная загруженность школьников на уроке. Создание положительного эмоционального фона имеет исключительное значение на уроках ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru