Педагогика и воспитание » Образование в высшей школе » Место магистратуры в современной модели инженерного образования

Место магистратуры в современной модели инженерного образования

Страница 1

Инженерное образование всё ещё является важной составляющей отечественной системы высшего профессионального образования – более 30% выпускников наших вузов получают образование по направлениям и специальностям в области техники и технологии. Так, при распределении бюджетных мест в 2010/2011 учеб. году наибольшая доля (42,8%) была выделена на инженерно технические специальности

В настоящее время не только в научно – педагогическом сообществе, но и на государственном уровне активно обсуждается широкомасштабный переход инженерных вузов на программы подготовки бакалавров и магистров, внедрение новой образовательной модели выпускника инженерного вуза, реструктуризация основных образовательных программ подготовки инженеров, дальнейшая судьба инженерного дела в России в целом.

Общеизвестно, что традиционные образовательные программы в инженерном образовании направлены на подготовку или инженеров – эксплуатационников со сроком обучения 5 лет, или инженеров – проектировщиков со сроком обучения 5,5–6 лет. В основном эти программы организованы по единому образцу и ориентированы на массовую подготовку инженеров. Большой объем аудиторных занятий обеспечивает доступность самых сложных разделов изучаемых дисциплин. Вместе с тем ограниченность выбора учебных дисциплин рамками типового учебного плана делает практически невозможным формирование индивидуальных образовательных траекторий, которые сегодня все чаще рассматриваются как основа «штучной» подготовки инженеров исследователей. Образовательные программы подготовки инженеров в российских вузах представляют собой сочетание структурировано го массива учебных дисциплин, учебных практик различного вида и назначения, дипломного проекта или дипломной работы, промежуточных и итоговой аттестаций. Массив учебных дисциплин включает общеобразовательные, общепрофессиональные и специальные дисциплины, а также дисциплины специализации. Организованные таким образом программы обладают признанными достоинствами. В частности, они включают значительную естественно научную и математическую составляющие как основу для формирования качественного общеобразовательного фундамента, необходимого при последующем изучении инженерных дисциплин, а также различные практики как форму подготовки выпускника вуза к выполнению профессиональных функций того или иного вида.

Вместе с тем есть ощущение, что в сложившейся системе инженерного образования имеется ряд проблем, едва ли разрешимых в рамках традиционной организации учебного процесса, направленной на реализацию единой модели подготовки инженера. Это, прежде всего, ограниченные возможности создания образовательных программ различной длительности и направленности, которые позволили бы приблизить структуру высшего образования к многообразию кадровых потребностей реальной экономики и максимальным образом учесть индивидуальные возможности и интересы каждого студента. Поэтому создание магистратуры в инженерном образовании становится задачей первостепенной важности. В соответствии с действующим законодательством магистратура возможна двух видов. Первый вид – это «сквозные» шестилетние (четырехгодичный бакалавриат +двухлетняя магистратура по единому образовательному направлению) многопрофильные магистерские программы, которые в соответствии с ФГОС ВПО могут осуществлять подготовку, как исследователей, так и ориентированных на практическую профессиональную деятельность специалистов. Надо сказать, что конструктивный вариант реализации такой вариативности в настоящее время возможен лишь при соответствующей реструктуризации как ФГОС ВПО, так и формирующихся на их основе образовательных программ. Так, на конференции, состоявшейся в МГУ им М.В. Ломоносова в декабре 2011 г., отмечалось, что по направлениям классического университетского образования, по которым нет образовательных программ «специалитета», наряду с программами подготовки четырехлетних бакалавров планируются интегрированные шестилетние программы подготовки магистров, практически сопоставимые с традиционными университетскими программами «шестилетнего» специалиста. Второй вид магистратуры – двухлетние магистерские программы (в отрыве от базового бакалавриата). Их следует рассматривать как образовательные программы для тех, кто уже работает, но, исходя из сложности стоящих перед ним задач, хочет подняться на более высокий образовательный и профессиональный уровень. Среди осваивающих двухлетнюю магистерскую программу могут оказаться и те, кто не имеет базового высшего образования по данному направлению, но, выдержав вступительные экзамены в рамках образовательной программы базового бакалавриата, решил подкорректировать профессиональную направленность полученной ранее квалификации, иными словами – подготовиться к выполнению профессиональной деятельности другого рода. Конечно, такие магистерские программы окажутся конструктивными лишь в том случае, если их содержание будет преемственно опыту профессиональной деятельности, имеющемуся у претендентов на их освоение, а вступительные экзамены – соответствовать экстернату в рамках базового бакалавриата. Так, для студентов, которые освоили одну из образовательных программ академического бакалавриата, что фактически должно соответствовать получению «общего» высшего образования, выбор магистерской программы, профессионально не связанной напрямую с предшествующей бакалаврской программой, видится вполне естественным. В этом случае речь идет именно о двухгодичной магистратуре как одной из основных образовательных программ высшей школы, которая, наряду с другими возможностями, может обеспечить профессиональную специализацию выпускникам академического бакалавриата на университетском уровне. Учитывая средний балл по бакалаврской программе, вступительные экзамены в магистратуру в этом случае можно было бы заменить собеседованием.

Страницы: 1 2 3 4


Другое по теме:

Дидактические открытия XXI века
Предметом дидактики (дидактической системы) является обучающая деятельность, её содержание, формы, методы и средства. Главная задача дидактики – комплексная оптимизация всех параметров обучающей деятельности. Важнейшей дидактической функцией обучения является функция прогнозирования промежуточных р ...

Развивающие игры и упражнения
Человек приобретает основные навыки, необходимые для жизни, начиная со своего рождения и до 20 лет. Мозг позволяет нам общаться с внешним миром, обучаться, запоминать информацию и испытывать различные чувства. Он делится на два полушария: правое и левое. Правое полушарие координирует движения и &qu ...

Общее понятие о формах нравственного воспитания
Процесс воспитания осуществляется в различных формах при помощи разнообразных методов, приемов и воспитательных средств. Понятие форма воспитания в педагогической литературе определяют так – это способ организации воспитательного процесса. Формы организации воспитательного процесса в самом общем ви ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru