Педагогика и воспитание » Коллективная творческая деятельность как средство воспитания гуманности у младших школьников » Понятие и этапы организации коллективного творческого дела

Понятие и этапы организации коллективного творческого дела

Страница 3

1. Что было хорошо, что удалось и почему?

2. Что не получилось и почему?

3. Что предлагаем на будущее?

Здесь важен не только набор вопросов. Принципиальное значение имеет также их последовательность.

Коллективные творческие дела – это, прежде всего полнокровная жизнь старших и младших, воспитателей и воспитанников и в то же время их общая забота об улучшение окружающей жизни, в которой педагоги выступают как старшие товарищи ребят, действующие вместе с ними и впереди них.

И чем богаче, целеустремленнее, организованнее общая жизнь старших, младших тем эффективнее тот многосторонний воспитательный процесс, который идет по ходу, в глубине этой жизни: и воспитывающее воздействие педагогов (прямое, косвенное, открытое и скрытое), и взаимное влияние самих воспитанников друг на друга, и самовоспитание старших и младших.

В каждом коллективном творческом деле проявляется сущность педагогики общей заботы.

Суть каждого дела – забота о своем коллективе, друг о друге, об окружающих людях о далеких друзьях,

Дело это – коллективное, потому что совершается вместе – ребятами и старшими товарищами, как их общая забота.

Дело – творческое коллективное, потому что представляет собой совместный поиск лучших решений жизненно важной задачи, потому что творится сообща – не только выполняется, но и организуется: задумывается, планируется, оценивается. Оно творческое еще и потому, что не может превратиться в догму, делается не по шаблону, а всегда выступает в разных вариантах, всегда выявляет свои возможности, ведь оно – частица жизни.

Коллективные творческие дела отличаются друг от друга прежде всего по характеру общей практической заботы, которая выступает на первый план:

Трудовой или общественно-политической, познавательной или художественно-эстетической, спортивно-оздоровительной или организаторской. Но в каждом КТД решается целый «веер» (А.С.Макаренко) педагогических задач, происходит развитие (коллективистских, демократических основ жизни, самостоятельности, инициативы ребят, самоуправления, активного, гражданского отношения к людям и окружающему миру. КТД, обогащая коллектив и личность социально ценным опытом, позволяет каждому проявить и совершенствовать лучшие человеческие задатки и способности, потребности и отношения, расти нравственно и духовно.

КТД – это способ организации яркой, наполненной трудом и игрой, творчеством и товариществом, мечтой и радостью жизни и в то же время основное воспитательное средство (инструмент) методики. В этой книге собраны КТД, были придуманы, разработаны и осуществлены в 60-70-е гг. «кимовцами» – студентами ЛГПИ им. A.И. Герцена, объединенными в Коммуну имени Макаренко (КИМ), которая работала под научным руководством автора. В школах, ПТУ, в летних походах и лагерях создаются новые КТД, а значит, непрерывно пополняться копилка. Однако при этом нужно пополнить, что успех КТД и их воспитательно-развивающий эффект зависит от умелой организации дела, когда его создателем и участником становится каждый. И здесь тоже, надеемся, пригодится разработанная нами технология коллективного организаторского творчества. Напомним основные его этапы, формы и способы осуществления.

1. На основе донесений гайдаровской разведки дел выбирается то или иное коллективное творческое дело, проводится конкурс между первичными коллективами на лучшие варианты, предложения, проекты.

2. На общем сборе заслушиваются и обсуждаются все варианты, выбирается совет дела из представителей каждого первичного коллектива.

3. Совет дела, опираясь на предложения первичных коллективов, разрабатывает избранный вариант, учитывая местные условия, распределяет поручения между первичными коллективами, а затем сам же и руководит выполнением задуманного.

4. Проведенное дело обсуждается на общем сборе – «огоньке», причем каждый первичный коллектив высказывает свои предложения на будущие.

Сила каждого коллективного творческого дела в том, что оно требует общего поиска, дает ему толчок и открывает для него широкий простор.

Часто, если что-то не удалось, люди стремятся говорить о плохом, начинают думать и обсуждать то, что не получилось, искать «виноватых». Методика коллективной рефлексии по Иванову помогает снимать психологическое напряжение, разряжать и предотвращать конфликты. Этот положительный эффект достигается, когда начинают не с «негатива», а с хорошего: что понравилось, удалось, обрадовало, кто особенно отличился, кому спасибо скажем.

Замечено одно парадоксальное явление: когда само дело получилось не так, как было задумано, или не так хорошо, как ожидалось, тем более, когда оно явно не удалось, коллективное обсуждение не просто полезно, оно абсолютно необходимо.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другое по теме:

Методика изучения логарифмической функции, ее свойств и их приложения. Производная показательной и логарифмической функции
Методика изучения логарифмической функции Изучение логарифмической функции начинается с выделения определения: функцию, заданную формулой называют логарифмической функцией с основанием . Основные свойства выводится из свойств показательной функции: 1. , т.к. при решении уравнения , т.е. любое полож ...

Речевое развитие дошкольника
Первые годы жизни ребенка, как мы уже говорили, сензитивны к развитию речи и познавательных процессов. Именно в этот период у детей появляется чутье к языковым явлениям, своеобразные общие лингвистические способности – ребенок начинает входить в реальность образно-знаковой системы. В детские годы р ...

Средства и методы развития ловкости
Ловкость – это способность быстро, точно, экономно и находчиво решать различные двигательные задачи. Обычно для развития ловкости применяют повторный и игровой методы. Интервалы отдыха должны обеспечивать достаточно полное восстановление организма. Наиболее распространенными средствами при развитии ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru