До операции, как правило, решаются следующие задачи:
– освободить от компенсаторных движений лицевых мышц;
– подготовить правильное произношение гласных звуков;
– подготовить правильную артикуляцию доступных согласных звуков.
После операции коррекционные задачи значительно усложняются. Необходимо:
– развить подвижность мягкого нёба;
– устранить неправильный уклад органов артикуляции при произнесении звуков;
– подготовить произношение всех звуков речи без назального оттенка (за исключением носовых звуков М и Н).
Специфические упражнения проводит только логопед:
– массаж мягкого нёба (в послеоперационный период);
– гимнастика мягкого нёба и задней стенки глотки;
– артикуляционная гимнастика;
– голосовые упражнения.
Основная их цель состоит в следующем:
– увеличить силу и длительность выдыхаемой через рот воздушной струи;
– улучшить деятельность артикуляционной мускулатуры;
– выработать контроль за работой небно-глоточного затвора.
На индивидуальных занятиях в дооперационный период необходимо устранить компенсаторные движения лицевых мышц, выработать первоначальные навыки ротового выдоха, подготовить органы артикуляционного аппарата к правильному произношению доступных гласных и согласных звуков. Развитие подвижности органов артикуляции способствует устранению побочных напряжений мимической мускулатуры крыльев носа, губ и щек и сокращает сроки последней коррекции.
После операции с детьми проводится интенсивная работа по развитию подвижности мягкого нёба, тренировке четкого ротового выдоха. В дополнение к традиционным логопедическим приемам осуществляется массаж мягкого нёба.
При составлении индивидуального плана работы с ребенком, логопед вычленяет два направления: нормализацию звуковой стороны речи и устранение лексико-грамматического недоразвития.
Первое направление, наиболее трудоемкое, так как предусматривает устранение первичного дефекта, в свою очередь, включает ряд специальных разделов. К ним относятся:
I. Звуки, подлежащие постановке, коррекции, уточнению или дифференциации. Обращается внимание на два момента: нарушение собственно артикуляции звуков и на степень назальности при их произнесении.
II. Ритмико-слоговая структура. Вычленяются трудности произношения звуков в сложных позициях (стечение согласных), а также в многосложных словах и в конце фразы.
III. Фонематическое восприятие. Нечеткое различение звуков на слух сопоставляется с их артикуляцией. Ребенок может нечетко различать только неправильно произносимые звуки (т.е. с неправильным артикуляционным укладом) или целые группы звуков независимо от степени их артикуляционного искажения за счет общей низкой разборчивости речи.
Успешное преодоление указанных нарушений возможно при систематическом и упорном использовании специальных упражнений, описанных выше. Они должны входить составной частью в каждое занятие, сначала занимая большую его часть, а затем сохраняя роль тренировочной настройки речевого аппарата. Звуки, произносимые нормально (без утечки воздуха через носовые ходы), также должны повторяться на каждом занятии, так как детям с ринолалией свойственна быстрая утеря приобретенных навыков звучной речи.
В первый период на индивидуальных занятиях проводится уточнение произношения гласных звуков А, Э, 0, У, Ы и согласных П, П'; Ф, Ф'; В, В'; Т, Т'; постановка и первоначальное закрепление звуков К, К'; Х, Х'; С, С'; Г, Г'; Л, Л'; Б, Б'.
Во втором периоде изучаются звуки И; Д, Д'; 3, 3'; Ш; Р.
В третьем периоде изучаются звук Ж, аффрикаты и продолжается работа над уточнением артикуляции пройденных ранее звуков. Одновременно ведется интенсивная работа над устранением назального оттенка. Звуки, которые произносятся с требуемой артикуляцией и без назального оттенка (или с очень незначительным и не постоянным), выделяются для дифференциации.
Большое место отводится дифференциации ротовых-носовых звуков, т.е. М-П; М'-П'; Н-Д; Н-Т; М-Б; М'-Б'.
Таким образом, осуществляется одновременно – устранение недостатков артикуляции звуков и назального оттенка.
Другое по теме:
Уровень развития предпосылок учебной деятельности у детей подготовительной
к школе группы детского сада
Наше исследование проводилось на базе ДОУ №10, Белгородского района, с. Таврово. В исследовании принимали участие дети подготовительной к школе группы 18 человек: 1. Асинов Руслан 2. Безотечество Влад 3. Бузова Алина 4. Вилькис Ромас 5. Дёрина Кристина 6. Зеленский Фёдор 7. Каменев Фёдор 8. Коломыч ...
Методы работы с монологической речью
Учебный монолог на начальном этапе обучения представляет собой простое и очень краткое логически построенное высказывание, содержащее один или несколько речевых образцов. Учащиеся должны уметь без предварительной подготовки логично и последовательно высказываться в соответствии с учебной ситуацией, ...
Изучение мотивации учения младших школьников в 1классе
Вопросы анкеты составлены таким образом, чтобы выявить наличие трех видов мотивов учения: внутренних, внешних положительных и внешних отрицательных. На выявление внутренних мотивов направлены вопросы №№ 3, 4, 8. На выявление внешних положительных мотивов направлены вопросы №№ 1, 5, 9. На выявление ...