Новая педагогика » Особенности коррекционно-логопедической работы над голосом у детей с ринолалией » Коррекционно-логопедическая работа над голосом детей, страдающих ринолалией

Коррекционно-логопедическая работа над голосом детей, страдающих ринолалией

Страница 2

До операции, как правило, решаются следующие задачи:

– освободить от компенсаторных движений лицевых мышц;

– подготовить правильное произношение гласных звуков;

– подготовить правильную артикуляцию доступных согласных звуков.

После операции коррекционные задачи значительно усложняются. Необходимо:

– развить подвижность мягкого нёба;

– устранить неправильный уклад органов артикуляции при произнесении звуков;

– подготовить произношение всех звуков речи без назального оттенка (за исключением носовых звуков М и Н).

Специфические упражнения проводит только логопед:

– массаж мягкого нёба (в послеоперационный период);

– гимнастика мягкого нёба и задней стенки глотки;

– артикуляционная гимнастика;

– голосовые упражнения.

Основная их цель состоит в следующем:

– увеличить силу и длительность выдыхаемой через рот воздушной струи;

– улучшить деятельность артикуляционной мускулатуры;

– выработать контроль за работой небно-глоточного затвора.

На индивидуальных занятиях в дооперационный период необходимо устранить компенсаторные движения лицевых мышц, выработать первоначальные навыки ротового выдоха, подготовить органы артикуляционного аппарата к правильному произношению доступных гласных и согласных звуков. Развитие подвижности органов артикуляции способствует устранению побочных напряжений мимической мускулатуры крыльев носа, губ и щек и сокращает сроки последней коррекции.

После операции с детьми проводится интенсивная работа по развитию подвижности мягкого нёба, тренировке четкого ротового выдоха. В дополнение к традиционным логопедическим приемам осуществляется массаж мягкого нёба.

При составлении индивидуального плана работы с ребенком, логопед вычленяет два направления: нормализацию звуковой стороны речи и устранение лексико-грамматического недоразвития.

Первое направление, наиболее трудоемкое, так как предусматривает устранение первичного дефекта, в свою очередь, включает ряд специальных разделов. К ним относятся:

I. Звуки, подлежащие постановке, коррекции, уточнению или дифференциации. Обращается внимание на два момента: нарушение собственно артикуляции звуков и на степень назальности при их произнесении.

II. Ритмико-слоговая структура. Вычленяются трудности произношения звуков в сложных позициях (стечение согласных), а также в многосложных словах и в конце фразы.

III. Фонематическое восприятие. Нечеткое различение звуков на слух сопоставляется с их артикуляцией. Ребенок может нечетко различать только неправильно произносимые звуки (т.е. с неправильным артикуляционным укладом) или целые группы звуков независимо от степени их артикуляционного искажения за счет общей низкой разборчивости речи.

Успешное преодоление указанных нарушений возможно при систематическом и упорном использовании специальных упражнений, описанных выше. Они должны входить составной частью в каждое занятие, сначала занимая большую его часть, а затем сохраняя роль тренировочной настройки речевого аппарата. Звуки, произносимые нормально (без утечки воздуха через носовые ходы), также должны повторяться на каждом занятии, так как детям с ринолалией свойственна быстрая утеря приобретенных навыков звучной речи.

В первый период на индивидуальных занятиях проводится уточнение произношения гласных звуков А, Э, 0, У, Ы и согласных П, П'; Ф, Ф'; В, В'; Т, Т'; постановка и первоначальное закрепление звуков К, К'; Х, Х'; С, С'; Г, Г'; Л, Л'; Б, Б'.

Во втором периоде изучаются звуки И; Д, Д'; 3, 3'; Ш; Р.

В третьем периоде изучаются звук Ж, аффрикаты и продолжается работа над уточнением артикуляции пройденных ранее звуков. Одновременно ведется интенсивная работа над устранением назального оттенка. Звуки, которые произносятся с требуемой артикуляцией и без назального оттенка (или с очень незначительным и не постоянным), выделяются для дифференциации.

Большое место отводится дифференциации ротовых-носовых звуков, т.е. М-П; М'-П'; Н-Д; Н-Т; М-Б; М'-Б'.

Таким образом, осуществляется одновременно – устранение недостатков артикуляции звуков и назального оттенка.

Страницы: 1 2 3


Другое по теме:

Подвижные игры как средство физического воспитания младших школьников
Л.В. Былеева (1998), например, считает, что подвижной игрой называется игра, построенная на движениях. Целевая установка и виды деятельности играющих, подчеркивает она, определяются сюжетом данной игры. Правила уточняют права и обязанности участников, определяют способы ведения и учета результатов ...

Речевая деятельность в связи с понятием «культура речи»
Речь ребенка издавна привлекала внимание исследователей: первые его слова – факт пробуждения сознания. Это счастье родителей. Весь дальнейший путь речевого развития ребенка полон загадок: откуда в речи двухлетнего ребенка появляются грамматические формы слов, словосочетания с согласованием и даже г ...

Навыки вычислений с рациональными числами
В курсе 1–4 классов в основном завершена теоретическая подготовка учащихся по изучению операций над рациональными числами, представленных как в идее обыкновенных, так и в виде десятичных дробей. Однако на этом этапе у школьника еще не сложились навыки быстрых и безошибочных действий над рациональны ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru