Новая педагогика » Особенности коррекционно-логопедической работы над голосом у детей с ринолалией » Коррекционно-логопедическая работа над голосом детей, страдающих ринолалией

Коррекционно-логопедическая работа над голосом детей, страдающих ринолалией

Страница 2

До операции, как правило, решаются следующие задачи:

– освободить от компенсаторных движений лицевых мышц;

– подготовить правильное произношение гласных звуков;

– подготовить правильную артикуляцию доступных согласных звуков.

После операции коррекционные задачи значительно усложняются. Необходимо:

– развить подвижность мягкого нёба;

– устранить неправильный уклад органов артикуляции при произнесении звуков;

– подготовить произношение всех звуков речи без назального оттенка (за исключением носовых звуков М и Н).

Специфические упражнения проводит только логопед:

– массаж мягкого нёба (в послеоперационный период);

– гимнастика мягкого нёба и задней стенки глотки;

– артикуляционная гимнастика;

– голосовые упражнения.

Основная их цель состоит в следующем:

– увеличить силу и длительность выдыхаемой через рот воздушной струи;

– улучшить деятельность артикуляционной мускулатуры;

– выработать контроль за работой небно-глоточного затвора.

На индивидуальных занятиях в дооперационный период необходимо устранить компенсаторные движения лицевых мышц, выработать первоначальные навыки ротового выдоха, подготовить органы артикуляционного аппарата к правильному произношению доступных гласных и согласных звуков. Развитие подвижности органов артикуляции способствует устранению побочных напряжений мимической мускулатуры крыльев носа, губ и щек и сокращает сроки последней коррекции.

После операции с детьми проводится интенсивная работа по развитию подвижности мягкого нёба, тренировке четкого ротового выдоха. В дополнение к традиционным логопедическим приемам осуществляется массаж мягкого нёба.

При составлении индивидуального плана работы с ребенком, логопед вычленяет два направления: нормализацию звуковой стороны речи и устранение лексико-грамматического недоразвития.

Первое направление, наиболее трудоемкое, так как предусматривает устранение первичного дефекта, в свою очередь, включает ряд специальных разделов. К ним относятся:

I. Звуки, подлежащие постановке, коррекции, уточнению или дифференциации. Обращается внимание на два момента: нарушение собственно артикуляции звуков и на степень назальности при их произнесении.

II. Ритмико-слоговая структура. Вычленяются трудности произношения звуков в сложных позициях (стечение согласных), а также в многосложных словах и в конце фразы.

III. Фонематическое восприятие. Нечеткое различение звуков на слух сопоставляется с их артикуляцией. Ребенок может нечетко различать только неправильно произносимые звуки (т.е. с неправильным артикуляционным укладом) или целые группы звуков независимо от степени их артикуляционного искажения за счет общей низкой разборчивости речи.

Успешное преодоление указанных нарушений возможно при систематическом и упорном использовании специальных упражнений, описанных выше. Они должны входить составной частью в каждое занятие, сначала занимая большую его часть, а затем сохраняя роль тренировочной настройки речевого аппарата. Звуки, произносимые нормально (без утечки воздуха через носовые ходы), также должны повторяться на каждом занятии, так как детям с ринолалией свойственна быстрая утеря приобретенных навыков звучной речи.

В первый период на индивидуальных занятиях проводится уточнение произношения гласных звуков А, Э, 0, У, Ы и согласных П, П'; Ф, Ф'; В, В'; Т, Т'; постановка и первоначальное закрепление звуков К, К'; Х, Х'; С, С'; Г, Г'; Л, Л'; Б, Б'.

Во втором периоде изучаются звуки И; Д, Д'; 3, 3'; Ш; Р.

В третьем периоде изучаются звук Ж, аффрикаты и продолжается работа над уточнением артикуляции пройденных ранее звуков. Одновременно ведется интенсивная работа над устранением назального оттенка. Звуки, которые произносятся с требуемой артикуляцией и без назального оттенка (или с очень незначительным и не постоянным), выделяются для дифференциации.

Большое место отводится дифференциации ротовых-носовых звуков, т.е. М-П; М'-П'; Н-Д; Н-Т; М-Б; М'-Б'.

Таким образом, осуществляется одновременно – устранение недостатков артикуляции звуков и назального оттенка.

Страницы: 1 2 3


Другое по теме:

Сущность понятия «речевые умения»
Поскольку объектом работы является процесс развития речевых умений, в первую очередь необходимо рассмотреть и сравнить определения «речевых умений». Зимняя И.А. определяет умения как способы успешного выполнения действий, опирающихся на знания; способность человека выполнять какую-либо деятельность ...

Развитие мотивационно-потребностной сферы дошкольников
Мотивационно-потребностная сфера дошкольников изменяется с возрастом. Если на ранних этапах дизонтогенеза преобладают биологические потребности, то на более поздних этапах начинают доминировать социальные и идеальные потребности. Ряд авторов (А.В. Петровский, В.А. Петровский) указывают на существов ...

Возможности применения социометрии в группе дошкольников
Личность, группа, коллектив, общество - явления, которые взаимосвязаны логикой развития человечества. Поэтому личность человека нельзя рассматривать вне того социального контекста, органической подсистемой которого она является. Между тем социальная среда состоит из различных элементов, играющих не ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru