Педагогика и воспитание » Роль родного языка в развитии речи детей дошкольного возраста » Влияние речевой среды на детскую речь

Влияние речевой среды на детскую речь

Страница 1

Значение речи в жизни людей огромно. Речь - это орудие мышления, показатель общего культурного уровня развития человека. Таким образом, речь это визитная карточка человека. Есть люди, которых можно полюбить с первого взгляда и разлюбить после первого услышанного от него слова. Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе развития ребенка с рождения и до конца жизни и служит показателем его общего развития. Установлено, что определяющими для развития речи ребенка являются первые 2-3 года его жизни.

В норме к году кончается доречевой период и начинается развитие речи. Ребенок выражает эмоциональное отношение своеобразными звукосочетаниями, умением произносить первые слоги и 3-4 лепетных слова, часто понятных только матери ребенка. Быстро растет пассивный словарь.

Второй год жизни - критический период развития ребенка. Это период, когда формируются предпосылки речи и начинается развитие речи, развивается потребность в общении.

К 2 годам ребенок понимает почти все слова, которые произносит взрослый, называя окружающие его предметы. Имеет словарный запас минимум в 50 слов, появляется речь простой фразой, понимает и правильно выполняет двухэтапную инструкцию (пойди на кухню и принеси чашку).

Речевая активность обычно возрастает между 2 и 3 годами. К 3 годам активный словарь ребенка достигает 250-700 слов, он уже использует предложения из 5-8 слов. Проявлением речевой и интеллектуально активности является период вопросов (почемучки), начинающийся в возрасте 2,5-3 лет.

Содержание уровня развития детей определяется характером их общения, как с взрослыми, так и со сверстниками. Влияние речевой среды на развитие речи может быть положительным, если ребенок окружен людьми, владеющими культурой речи и, если взрослые общаются с детьми, поощряя их активную речь. Напротив, недостаточное внимание к детской речи, неправильная речь окружающих оказывает неблагоприятное воздействие на речевое и психическое развитие ребенка. Зависимость речи детей от форм и особенностей речи людей, с которыми они живут и общаются, очень велика.

Нужно знать и помнить, что 6-7 летний ребенок должен иметь правильное произношение всех звуков русского языка, правильно пользоваться простыми и распространенными предложениями. Словарный запас увеличивается до 3500 слов, усваиваются грамматические правила. Ребенок должен уметь поддерживать беседу, наизусть рассказывать стихотворения. Еще лучше, если ребенок умеет читать и писать печатными буквами.

Формирование речи является одной из основных характеристик развития ребенка.

Причинами отставания в развитии речи ребенка могут быть: патологическое течение беременности и родов у матери, нарушения функции артикуляционного аппарата, поражение органов слуха, общее отставание в физическом и психическом развитии, влияние наследственности и неблагополучных социальных факторов, перенесенные в раннем детстве тяжелые заболевания, неправильное и неполноценное питание. При воздействии таких факторов детей относят в группу риска по возможности возникновения различного рода нарушений речи в процессе дальнейшего развития.

Речевые нарушения в возрасте 2-4 лет условно относят к задержкам в речевом развитии. Термин "задержка речевого развития" трактуется как задержка темпа формирования средств общения с задержкой речемыслительной деятельности при нормальном строении артикуляционного аппарата и сохранном слухе.

Страницы: 1 2


Другое по теме:

Диагностика творческих способностей учащихся первых классов
Любое проектирование начинается с анализа. В своей дипломной работе я провожу диагностическое исследование. Для этого применяется мною контролирующий эксперимент, целью, которого является определение имеющихся творческих способностей и воображения у детей младшего школьного возраста. Целью данного ...

Характеристика детей старшего дошкольного возраста
Дошкольное детство является важным периодом в психическом и личностном развитии ребенка. В отечественной психологии и педагогике принято выделять младший, средний и старший дошкольный возраст. Каждый возрастной период связан не только с дальнейшим развитием, но и с существенной перестройкой познава ...

Игры с геометрическими фигурами
Игра «Чудесный мешочек» хорошо знакома дошкольникам. Она позволяет обследовать геометрическую форму предметов, упражняться в различении форм. В мешочке находятся предметы разных геометрических фигур. Ребенок обследует их, ощупывает и называет фигуру, которую хочет показать. Усложнить задание можно, ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru