Педагогика и воспитание » Особенности вероятностного прогнозирования у детей младшего школьного возраста с тяжёлыми нарушениями речи » Формирование вероятностного прогнозирования в онтогенезе

Формирование вероятностного прогнозирования в онтогенезе

Страница 3

3 уровень – уровень частичной сформированности прогностических операций (20% учащихся с тяжёлыми нарушениями речи и 25% детей с нормальным речевым развитием). Учащиеся с тяжёлыми нарушениями речи практически без труда справлялись с первым заданием первой серии, но предлагали один вариант прогноза, практически не испытывали затруднений при выполнении второго задания первой серии, но также стремились к упрощению слоговой структуры слова, а также подбирали преимущественно существительные, где возможно подобрать глагол. На уровне текста дети с тяжёлыми нарушениями речи прогнозировали с очень маленькой скоростью. Иногда всё же прогноз был ложным и тем самым смысл текста искажался. При выборе окончаний большую трудность дети с ТНР испытывали при подборе окончаний к глаголам, здесь наблюдалось не соответствие во времени, числе, роде при согласовании с существительным. При вставке слов в текст также наблюдались затруднения при подборе глагола, дети долго вспоминали подходящее слово, иногда находили наименее подходящее слово-действие, например, вместо глагола «поёт», когда речь идёт о соловье, дети подбирали кричит, говорит, звучит. При подборе прилагательного также можно было наблюдать некоторую неточность в употреблении именно в этом предложении, в данном контексте, например, вместо «тёплого дождя», дети подбирали наиболее часто встречаемую характеристику данного явления «сильного», не обращая внимания на то, что описывается весна в полном разгаре и говорится о «горячем солнце». То есть можно отметить, что дети с ТНР не обращают внимания на более детальные описания, которые требуют некоторого размышления, для более точной передачи происходящего, характеристики явления. Можно отметить и то, что дети с ТНР стремились к более частным категориям, например, в предложении «С каждым днём природа надевает новый пёстрый наряд» вместо слова «природа», дети предлагали слово лес, оно также наиболее встречаемо и больше знакомо детям. В отличие от детей с ТНР дети с нормальным речевым развитием при допущении ошибок возвращались к прочитанному и пытались исправить ошибки.

4 уровень – уровень нормальной сформированности прогностических операций. На этом уровне находятся 75% детей с нормальным речевым развитием и 10% детей с тяжёлыми нарушениями речи. Для этого уровня характерно безошибочное выполнение заданий всех серий с некоторыми недочётами и неточностями. У детей с ТНР наблюдается упрощение слоговой структуры слова и стремление к использованию существительных. Дети с нормальным речевым развитием в отличие от детей с ТНР предлагали не один вариант прогноза и при выполнении обеих серий, они подбирали наиболее точные и подходящие по смыслу слова при чтении текста, правильно и быстро вставляли пропущенные окончания. При допущении ошибок, возвращались к прочитанному и исправлялись, чего у детей с ТНР не наблюдалось.

Обобщая результаты эксперимента можно сделать следующие выводы:

- дети с нормальным речевым развитием показывают наиболее высокий уровень овладения прогностическими операциями по сравнению с детьми с тяжёлыми нарушениями речи;

- дети с ТНР выполняют задания в медленном темпе, что в последующем влияет на техническую сторону процесса чтения;

- для всех детей с ТНР характерно стремление к упрощению слоговой структуры слова, стремление к активизации лишь предметного словаря, предпочитая ему глагольный;

- дети с ТНР используют слова наиболее часто встречаемые в бытовых ситуациях и в учебном материале;

- дети с ТНР не возвращаются к прочитанному, чтобы исправиться, то есть не замечают своих ошибок;

- только у детей с ТНР встречаются неадекватные варианты прогноза;

- дети с ТНР не предлагают несколько вариантов прогноза при подборе слов свободной схемы и не предлагают синонимы при вставке слов в текст, в отличие от детей с нормальным речевым развитием;

- дети с ТНР допускают большое количество грамматических ошибок, особенно при согласовании глагола с существительным в роде, числе и времени;

- дети с ТНР подбирают ложные варианты прогноза, искажая смысл текста.

Вероятностное прогнозирование является неотъемлемой частью речевой деятельности. Чтение как на особый вид речемыслительной деятельности базируется не только на зрительном восприятии информации, но и ее семантическом декодировании, то есть на операциях, которые в полной мере обеспечивают не только техническую, но и смысловую сторону процесса чтения. В этом случае особое значение приобретают действия, связанные с возможностью осуществления прогностических операций, позволяющие на основе использования опыта в процессе чтения быстро принимать адекватные смысловые решения.

Результаты констатирующего эксперимента показывают, что от уровня сформированности операций вероятностного прогнозирования зависит и успешность овладения навыком чтения. Дети с нормальным речевым развитием показывают высокий уровень овладения данным процессом, за счёт чего и показывают высокий темп чтения, не искажая при этом смысла текста и его грамматическую целостность. А дети с тяжёлыми нарушениями речи показывают низкий уровень овладения операциями вероятностного прогнозирования, испытывают трудности при чтении из-за ложных, порой неадекватных прогнозов. При этом искажается смысл текста и нарушается грамматическая связность. Вследствие этого возникают ошибки при чтении, эти ошибки влияют как на техническую сторону процесса чтения, замедляя его темп, так и на смысловую, затрудняя понимание прочитанного. Гипотеза, поставленная нами, подтвердилась.

Страницы: 1 2 3 4


Другое по теме:

Констатирующий срез знаний учеников по теме: «Периодический закон Д.И. Менделеева и строение атомов»
Задача 1. В какой группе и в каком периоде периодической системы элементов Д.И. Менделеева находится элемент с порядковым номером 42? Решение. Расположение элементов в периодической системе в соответствии со строением их атомов следующее: в первом периоде 2, во втором 8, в третьем 8. Третий период ...

Пути и способы решения проблем
Музыкальная педагогика - область и сама по себе достаточно широкая, включающая в себя преподавание игры на инструменте, истории и теории музыки и всего того, что входит в программы музыкального обучения и воспитания. Поэтому необходимо сделать учебный процесс настолько интересным, чтобы ребенок пос ...

Связи с другими учреждениями системы образования
Официальных связей колледжа с другими учреждениями нет. Но, тем не менее, колледж хорошо общается с Российским государственным профессионально-педагогическим университетам. Куда берут, после колледжа технологии красоты на 3 курс (некоторых специальностей). Формы сотрудничества с родителями В целях ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru