Педагогика и воспитание » Формирование у старшеклассников готовности к самообразованию » Сущность понятия самообразование

Сущность понятия самообразование

Страница 1

Самообразование – это образование, приобретаемое вне учебных заведений, путем самостоятельной работы. Основным средством самообразования является самостоятельное изучение научной, научно-популярной, учебной, политической, художественной и другой литературы. Источниками служат также газеты, радио, телевидение, посещение лекций, музеев, выставок, кино, театров, общение с образованными людьми, специалистами в различных областях знаний и практической деятельности.

В основе самообразования лежит интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельным изучением материала. К настоящему времени выделяется ряд существенных признаков самообразовательной деятельности. Мы приведем признаки, охарактеризованные Редковец И.А.:

1) Для самообразовательной деятельности (по сравнению с учебной) характерен более высокий уровень активности и самостоятельности познания;

2) Самообразовательная деятельность добровольная, поэтому здесь недопустимо какое-либо принуждение. Это определяет специфику мотивации самообразования;

3) Важнейшим признаком самообразовательной деятельности является ее более избирательный характер по сравнению с учебным познанием;

4) Самообразовательные интересы в большей степени отражают направленность на творческое познание и соответствующие продуктивные его способы.

Выделяя типы самообразовательной деятельности их можно охарактеризовать по тем целям, которые ставят перед самообразованием учащихся. А.К. Громцева приводит следующую классификацию:

- Политическое самообразование, обусловленное усилением внимания к современным проблемам, к формированию своего мировоззрения;

- Общее самообразование, направленное на более углубленное изучение отдельных учебных предметов, согласно склонностям, интересам, жизненным планам личности;

- Самообразовательная деятельность, направленная на ознакомление с полюбившейся профессией и подготовку себя к ней;

- Самообразование, связанное с развитием своих способностей (эстетических, физических);

- Самообразование, обусловленное любительскими занятиями;

- Самообразование, связанное с самовоспитанием, интересом к вопросам нравственности, формирования характера.

Процесс самообразования осуществляется добровольно, сознательно. Планируется, управляется и контролируется самим человеком. Необходим этот процесс для совершенствования каких – либо качеств или навыков.

Различные подходы к пониманию сущности самообразования позволили определить, что самообразование основано на знаниях, умениях, навыках и способах учебной деятельности, приобретенных в процессе обучения, проявляется как самостоятельная познавательная деятельность, осуществляемая субъектом учения. Многообразие подходов к пониманию сущности самообразования, их дискуссионность, изучение этого явления с 1960-х гг. по настоящее время направлены на детализацию и углубление данного понятия, выявление его сущностных характеристик. Основными критериями эффективности процесса самообразования являются формирование интеллектуальной сферы личности, готовность к самообразованию, профессионализация, саморегуляция, субъектность, социализация. Следовательно, самообразование – образовательный процесс, личностно ориентированная и личностно управляемая многоаспектная деятельность, направленная в первую очередь на профессионализацию через непрерывное приобретение социального опыта, основанного на знаниях, использование различных ресурсов и овладение навыками и умениями самоорганизации, самообучения, самоконтроля и самооценки.

Процесс познания в обучении и самообразовании опирается на одни и те же закономерности формирования познавательных умений, однако в обучении управление познанием и восприятием осуществляется учителем, а для самообразования необходимы побудительные силы индивида. В школьные годы формирование умений и навыков самообразования осуществляется благодаря усвоению общих и специальных знаний и приобретению практических навыков взаимодействия с окружающей природой.

Страницы: 1 2


Другое по теме:

Влияние семьи на становление личности ребенка
Педагог, работающий с коллективом учащихся (воспитанников), должен хорошо представлять себе формирующую роль семьи и зависимость этой роли от ценностных ориентаций ее членов. Владение такой информацией позволяет предвидеть, как отношения в семье могут повлиять на личностное развитие ребенка, его ха ...

Средства формирования познавательного интереса на уроках технологии
Основываясь на опыте учителей технологии, полученном при анализе методической литературы, мы делаем вывод, что учителя-практики более других выделяют следующие методы и методические приёмы формирования познавательного интереса на уроках технологии: рассмотрение достижений и перспектив развития наук ...

Система образования Австралии
Австралийский Союз, государство на материке Австралия, о. Тасмания и мелких о-вах. Федерация 6 штатов и 2 территорий. Площадь 7,7 млн. км2. Население 16,3 млн. человек (1987). Официальный язык - английский. Столица - Канберра. Первые начальные школы для переселенцев из Великобритании основаны мисси ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru