Педагогика и воспитание » Реализация принципа наглядности средствами аудиовизуальных средств отображения информации в преподавании информатики » Основные приемы и принципы композиции визуальных образов

Основные приемы и принципы композиции визуальных образов

Страница 1

«Композиция» в переводе с латинского compositio обозначает сочинение, составление, расположение. Художники и дизайнеры накопили немало знаний и опыта по композиции художественных произведений.

Принципы композиции

Закон: Строгое соответствие композиционного решения, формы графического информационного средства его функциональному назначению, содержанию отображаемой информации. Композиционная завязка состоит в определении целого и его основных частей, составлении "иерархии" частей и деталей по их важности для организации восприятия, выборе главного и вспомогательных композиционных центров.

Равновесие

Важным условием завершенности композиции является уравновешенность ее частей относительно главного центра. Поиск равновесия осуществляется по-разному в симметричных и антисимметричных композициях. При наличии симметрии задача, как правило, весьма упрощается, и равновесие даже весьма большого числа разнообразных элементов и символов достигается в этом случае почти автоматически. Однако, если элементы в левой и правой частях композиции одинаковы, но нет четко выраженной оси симметрии, равновесие не достигается, а все построение приобретает визуальную аморфность.

Ось или средний член горизонтального ряда одинаковых предметов, расположенных на равных расстояниях, перестает фиксироваться наблюдателем, если число предметов превышает семь, то есть человек уже не может, взглянув на предметы, сразу пересчитать их. В этом случае необходимо разбивать предметы на группы.

Задача поиска равновесия существенно сложнее в случае асимметрии. Гармоничность асимметричной композиции графического средства представление информации может быть достигнута за счет зрительного уравновешивания неодинаковых по структуре, форме и размерам частей по отношению к четко выраженной оси или композиционному центру.

Равновесие асимметричных графических композиций иногда достигается концентрическим расположением элементов вокруг единого центра. При этом диаметры окружностей могут находиться в ритмическом соотношении, например соответствовать членам геометрической прогрессии.

Основа композиции графического средства представления информации составляют горизонтали и вертикали. Это либо линии, но не редко горизонтали и вертикали могут состоять из точек или компактных изображений объектов. При этом важно, чтобы глаз наблюдателя в процессе поиска требуемых элементов изображения или при прослеживании отображаемых закономерностей или тенденций совершал не хаотические, а упорядоченные движения, состоящие из наиболее простых и привычных элементов - горизонтальных и вертикальных смещений, количество которых должно быть по возможности минимальным.

Компонуя графическое информационное средство, следует учитывать особенности биомеханики глаз, в частности то, что наиболее легко и быстро совершаются горизонтальные движения глаз, а вертикальные их движения менее быстры. Скорость движения глаз по кривой зависит от ее формы и может варьировать в широких пределах. Траектория прослеживания кривой линии состоит в основном из горизонтальных и вертикальных отрезков, дающих в целом ломаную линию, аппроксимирующую данную кривую.

Страницы: 1 2


Другое по теме:

Педагогические аспекты дистанционного образования
Современная ситуация в высшей школе отличается рядом преобразований, затронувших образование. Возникла необходимость в разработке технологий и средств обучения, использующих возможности современной техники, поиска методов, средств и моделей обучения широкого спектра действия. По мере внедрения совр ...

Процесс воспитания в вузе
Исторический опыт показывает, студенчество является наиболее интеллектуальной, творчески развитой и прогрессивной частью молодёжи, важнейшим фактором политического, экономического и духовного преображения российского государства. Однако сегодня гражданская пассивность студенчества угрожает обществу ...

Формирование умственных действий младших школьников
Одним из эффективных способов развития мышления младших школьников - целенаправленное формирование у них умственных действий в процессе обучения. Процесс формирования умственных действий, по П.Я. Гальперину, представляется следующим образом: 1. Ознакомление с составом будущего действия в практическ ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru