Педагогика и воспитание » Психологические особенности обучения детей с легкой степенью олигофрении » Определение понятие умственная отсталость

Определение понятие умственная отсталость

Страница 2

Дети – олигофрены и умственно отсталые дети, у которых интеллектуальная недостаточность возникла в более поздний период, является практически здоровыми.

Для анализа определения «умственная отсталость» необходимы некоторые пояснения.

В определении подчеркивается только нарушение познавательной деятельности и ничего не сказано об эмоциональной сфере детей.

Но определение умственной отсталости выросло из практики. Основная деятельность детей школьного возраста – учебно – познавательная.

Ребенок, отличающийся даже серьёзными отклонениями в эмоционально – волевой сфере, но без труда усваивающий учебную и трудовую программу массовой школы, не рассматривается как умственно отсталый. Поэтому при определении умственной отсталости на первый план выступает нарушение именно познавательной деятельности.

Если мы проанализируем определение умственной отсталости, то увидим, что утверждать факт умственной отсталости можно лишь при сочетании всех указанных в нем признаков.

Слабослышащий ребенок, если он не был в специальном детском саду, к началу школьного обучения намного отстает от слышащего сверстника по своему умственному развитию. Но можно ли считать такого ребенка умственно отсталым? Разумеется, нет. Специальная монография Т.А.Власовой посвящена проблеме отграничения слабослышащих детей от умственно отсталых.

Сказанное относится ко всем тем, у кого имеется поражение либо недоразвитие какого – либо из органов чувств. Такие дети при отсутствии своевременного обучения могут не только производить впечатление умственно отсталых, но и фактически отставать по умственному развитию от сверстников, но если органического поражения головного мозга у ребенка нет, если его нервная система здорова, можно с полной уверенностью отрицать наличие умственной отсталости.

Больше всего сомнений обычно возникает в отношении тех детей, которых называют педагогически запущенными. Лишенные по тем или иным причинам надзора со стороны старших, они отстают от своих сверстников по умственному развитию. Кроме того, им часто бывают свойственны дурные привычки и склонности. Можно ли отнести таких педагогически запушенных детей к числу умственно отсталых, если даже согласиться с учителями в том, что у них не развиты познавательные процессы и в какой – то мере отсталость неразвитой психики в целом? Нет. Поскольку у педагогически защищенных детей нет органического поражения головного мозга, нервные процессы нормальны. Опыт показывает, что при соответствующем воспитании такие дети могут в дальнейшем нормально развиваться.

Рассмотрим теперь такие случаи, когда поражение головного мозга, несомненно, имело место. Допустим, врач сообщил, что у обследованного им ребенка имеются признаки гидроцефалии. Следует ли из этого, что ребенок подлежит переводу во вспомогательную школу как умственно отсталый? Нет, это совсем не обязательно. У него могут быть признаки гидроцефалии при отсутствии нарушения познавательной деятельности и умственной способностей. Такие дети нередко встречаются в массовой школе.

Бывает и так, что врач установил, что ребенок перенес менингоэнцефалит. Означает ли это, что такой ребенок, несомненно, имеющий поражение головного мозга, обязательно окажется умственно отсталым? Нет. Среди перенесших в детстве менингоэнцефалит есть известные ученые, специалисты с высшим образованием.

Страницы: 1 2 3


Другое по теме:

Коррекционно-логопедическая работа с детьми
Речевые нарушения у детей с дефектами зрения встречаются гораздо чаще, чем у их нормально развивающихся сверстников. При отсутствии логопедической помощи дети с нарушениями зрения пополняют группу детей академического риска из-за высокой вероятности возникновения стойких специфических трудностей пр ...

Сущность непрерывного образования
Идея непрерывного образования занимает заметное место в ряду прогрессивных идей культуры XX в. Общечеловеческая и философская значимость этой идеи велика, так как смысл ее заключается в том, чтобы обеспечить каждому человеку постоянное развитие, совершенствование, творческое обновление на протяжени ...

Комплекс упражнений по развитию речевого дыхания
Нами был разработан комплекс упражнений, который направлен на развитие речевого дыхания. Время проведения упражнений во второй половине дня, в процессе игровой деятельности старших дошкольников с нарушениями речи. Итоговое занятие по рисованию, познакомит детей с техникой Кляксографии. Название Упр ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru