Педагогика и воспитание » Особенности перцептивной модальности и интонации у дошкольников с ОНР III уровня, имеющих стертую форму псевдобульбарной дизартрии » Особенности общеречевых навыков и интонационной выразительности у дошкольников с ОНР

Особенности общеречевых навыков и интонационной выразительности у дошкольников с ОНР

Страница 2

Описанные выше пробелы в развитии фонетики, лексики и грамматического строя у детей школьного возраста проявляются отчетливо при обучении в школе, создавая большие трудности в овладении письмом, чтением и учебным материалом.

Часто ОНР может сочетаться с таким речевым нарушением как псевдобульбарная дизартрия, причем в данном случае речь идет о ее минимальных проявлениях.

Дизартрия – это нарушение произносительной стороны речи, обусловленное органической недостаточностью иннервации речевого аппарата (Ю.А. Блинков, Л.С. Волкова, С.А. Игнатьева и др.). Дизартрия является следствием органического поражения центрального характера, приводящего к двигательным расстройствам; при этом чаще всего дизартрия возникает в результате поражения центральной нервной системы при детском церебральном параличе, но может возникнуть и на любом этапе развития ребенка вследствие нейроинфекции, травм, опухолей мозга . В зависимости от того, какой именно отдел двигательной системы пострадал, определяются клинические формы дизартрий. При всех формах дизартрий нарушается звукопроизношение за счет неточной моторной установки для воспроизведения тех или иных фонематических признаков. Кроме того, внятность произношения снижается в связи с усилением саливации и появлением характерных хлюпающих звуков. Просодические характеристики речи также нарушаются. В соответствии с локализацией очага поражения выделяют бульбарную, псевдобульбарную, экстрапирамидную, мозжечковую и корковую формы дизартрии .

Псевдобульбарная форма дизартрии возникает при поражении пирамидных путей на участке от коры до продолговатого мозга. Для такой локализации поражения характерны спастические параличи с нарушением управления произвольными движениями. Высокоавтоматизированные движения, регулируемые на подкорковом уровне, сохраняются. В связи с этим в речи избирательно страдают сложные в артикуляционном отношении звуки, требующие более точной дифференциации мышечных движений. При псевдобульбарной дизартрии нарушается произношение наиболее сложных по артикуляции переднеязычных звуков, сочетаеся с искажением произношения и других групп звуков, нарушениями дыхания, голоса, интонационно-мелодической стороны речи, часто – слюноотделением.

На сегодняшний день, в логопедической практике очень часто встречается стертая форма дизартрии. Для нее характерны невнятная невыразительная речь, плохая дикция, искажения, замены звуков в сложных по слоговой структуре словах и др. Стертая дизартрия – речевая патология, проявляющаяся в расстройствах фонетического и просодического компонентов речевой функциональной системы и возникающая вследствие невыраженного микроорганического поражения головного мозга (Л.В. Лопатина) . Этиологию стертой формы дизартрии связывают с органическими причинами, действующими на мозговые структуры в пренатальный, натальный и ранний постнатальный периоды. Отмечают, что при воздействии вредоносного фактора на развивающийся мозг повреждение имеет распространенный характер и может способствовать задержке созревания и нарушению функционирования структур головного мозга. Исследователи данной проблемы (Б.А. Архипов, Г.В. Гуровец, Л.В. Лопатина, С.И. Маевская, Е.Ф. Соботович, О.А. Токарева и др.) отмечают наличие многообразной неврологической симптоматики у детей со стертой формой дизартрии . Говоря о просодике, необходимо заметить, что интонационная сторона речи детей со стертой формой псевдобульбарной дизартрии нарушена. Интонационно-выразительная окраска речи этих детей резко снижена. Страдают голосовые модуляции по высоте и силе, ослаблен речевой выдох. Нарушается тембр голоса, иногда появляется назальный оттенок. Темп речи чаще ускорен. При рассказывании стихотворения речь ребенка монотонная, постепенно становится менее разборчивой, голос угасает. В процессе речи голос детей тихий, не удаются модуляции по высоте, силе голоса. У некоторых детей речевой выдох укорочен, вследствие чего они говорят на вдохе; в этом случае речь становится захлебывающейся .

Достаточно часто просодические нарушения встречаются у дошкольников со стертой формой псевдобульбарной дизартрии и проявляются в структуре дефекта у детей с фонетико-фонематическим нарушением речи и общим недоразвитием речи второго и третьего уровней. Согласно исследованиям Л.А. Поздняковой, обычно выявляются следующие нарушения интонационной выразительности речи у этих детей:

недостаточная модуляция голоса по силе и высоте (голос либо чрезмерно громкий, либо чрезмерно тихий, «иссякающий», характерен узкий высотный диапазон голоса);

нарушения тембра (глухой, хриплый или резкий, напряженный, дрожащий);

недостаточная координированность движений дыхательной, голосовой и артикуляторной мускулатуры;

нарушения мелодической организации высказываний (речь невыразительная, наблюдаются трудности мелодического оформления повествовательных, вопросительных и восклицательных высказываний);

трудности восприятия и воспроизведения детьми эмоциональных значений интонации;

Страницы: 1 2 3


Другое по теме:

Методическая разработка учебного занятия
Необходимо, чтобы педагоги строили учебно-воспитательный процесс на основе рационально-эмоционального подхода: предлагали анализировать проблемы реализации прав и свобод человека, давали возможность учащимся выражать свои чувства и эмоциональные переживания. При этом ориентация правового образовани ...

Этап формирования коммуникативных умений и навыков
Автоматизация и дифференциация звуков на более сложном речевом материале. Формирование произносительных навыков в различных ситуациях общения, путём осторожного и постоянного расширения круга общения, создание проблемных ситуаций. Коррекция лексико-грамматических нарушений. Таким образом, система л ...

Педагогическое взаимодействие и его виды
Педагогическое взаимодействие является универсальной характеристикой образовательного процесса. Оно значительно шире категории "педагогическое воздействие", сводящей педагогический процесс к субъект-объектным отношениям, которые, в свою очередь, являются следствием механического переноса ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru