А.А. Попов, И.Д. Проскуровская предполагают, что образовательная задача, в отличие от учебной в традиции развивающего обучения, существует и может иметь статус задачи только в том случае, если ее функция заключается в разворачивании практико-ориентированного мышления.
В основе проектирования естественно-научного содержания образования лежит такая единица, как понятие. В основу гуманитарной (практико-ориентированной) организации содержания должна быть положена не семиотическая, а практическая трактовка знания. А.А. Попов, И.Д. Проскуровская выдвигают версию о том, что единицей проектирования содержания образования является не понятие, а масштаб или форма.
Именно включение в процессы перемасштабирования или переформатирования можно обсуждать в качестве базовых образовательных процессов, в ходе которых происходит высвобождение человеческой энергии и актуализация человеческого потенциала в образовании. Оформление гуманитарной образовательных технологий связано с введением категории "возможность" в педагогику.
По своей принципиальной структуре образовательная задача является не дидактической, а гуманитарно-проблемной, или политетической. В отличие от учебной, образовательная задача не требует "решения" в традиционном смысле слова, то есть привлечения имеющихся в наличие знаний и способов решения. Для образовательной задачи также недостаточно выработки новых знания и новых способов.
Прежде всего, образовательная задача связана с построением нового контура, в котором могут разворачиваться процессы конструирования и интерпретации. В логике проектирования образовательного модуля это означает, что для организации продуктивной деятельности "успешный" участник должен построить такую ситуацию будущей мыследеятельности, в которой бы смещалась система существующих норм по отношению к тому или иному социокультурному объекту.
В педагогике самоопределения образовательная задача выступает механизмом разворачивания образовательного процесса. В теоретическом плане это означает, что "тело" образовательной задачи скрепляют такие технологические единицы-категории, как "граница-переход", "контекст-пространство интерпретаций", "социокультурный объект" (или, по-другому, "объект деконструкции реконструкции"), "коммуникативная стратегия дискурса".
"Благодаря рефлексивному преодолению "границы-перехода" в представлениях о нормах существования социокультурного объекта, участник образовательного события оказывается в новой системе гуманитарных координат. Именно с появлением новой системы координат по отношению к социокультурному объекту, или, говоря феноменологическим языком, новых "структур сознания", мы и связываем инновационную для современной культуры антропологему возможностей".
Следует заметить, что, вводя антропологему возможностей, имеется в виду образование юношей. Таким образом, гипотеза заключается в том, что основной задачей старшей школы в рамках гуманитарно-методологической традиции выступает идея развития человеческого потенциала, выводящая юношу не только в пространство предметного и понятийного материала, а и в практику полагания и освоения смыслов, образующих основные структуры бытия.
Другое по теме:
Исторический аспект процесса интеграции предметов в современной школе
На развитие педагогической идеи процесса интеграции существенно влияет прогресс научного познания. Интеграция тесна, связана с дифференциацией. Эти процессы отражаются на построении системы учебных предметов и поиске способов обобщения знаний учащихся. «Интеграция - есть процесс сближения и связи н ...
Комплекс упражнений для обучения учащихся стратегиям идентификации слова в процессе
чтения иноязычных текстов
В том случае, когда в языковой учебный процесс включаются уроки с использованием научно-популярного текста для ознакомительного чтения, аудиторная работа, направленная на самостоятельное понимание (а также на обучение приемам − стратегиям − понимания) текста учащимся, должна быть опреде ...
Опытно-педагогическая работа по исследуемой теме на базе 3-х классов МОУ
ТСШ № 2. Анализ результатов эксперимента
База нашего исследования МОУ ТСШ № 2. Для эксперимента были взяты 2 класса: 3-А класс - экспериментальный (классный руководитель Устенко Н.С.), 3-В класс - контрольный (классный руководитель Коваленко А.Э.). Работа проводилась в три этапа: I - констатирующий эксперимент; II - формирующий эксперимен ...