Педагогика и воспитание » Обучение информатике на основе использования системы заданий, дифференцированных в зависимости от профессиональной ориентации старшеклассников » Дифференциация в обучении старшеклассников

Дифференциация в обучении старшеклассников

Страница 4

Дифференцированное обучение - процесс обучения, организованный учетом индивидуально-типологических особенностей учеников.

Дифференциация на уроках просто необходима так же как она необходима и на уроке информатики в школе.

Несмотря на наличие сравнительно обширной литературы, посвященной проблеме дифференциации и индивидуализации обучения, и богатого многолетнего опыта исследовательской и практической работы по этим проблемам, нельзя не отметить отсутствия единства и ясности даже в толковании этих терминов. « Педагогическая энциклопедия» различает понятия «дифференцированное обучение» и « индивидуализация обучения». Дифференцированное обучение, согласно энциклопедии, - это «разделение учебных планов и программ в старших классах средней школы» [7, 760], а индивидуализация обучения - это «организация учебного процесса, при котором выбор способов, приемов, темпа обучения учитывает индивидуальные различия учащихся, уровень развития их способностей к учению .

Дифференцированное обучение – процесс обучения, организованный с учетом индивидуально-типологических особенностей учеников.

Дифференциация обучения в настоящее время является составной частью образовательного процесса. В соответствии с Законом РФ «Об образовании», Федеральной программой развития образования, Московскими региональными программами «Столичное образование - 3» и «Образование и здоровье», общеобразовательная школа должна быть не только «школой для всех», но и «школой для каждого», ее главная задача - всестороннее развитие каждого школьника. Эту программу можно реализовать на уроке информатики, применяя дифференцированные задачи и задания в зависимости от профессионального выбора старшеклассников. С развитием российского образования возрастает интерес к дифференциации как обязательной принадлежности обучения.

Необходимость дифференциации проистекает от имеющихся у людей различий. В условиях классно-урочной системы без введения дифференциации процесс обучения организуется одинаково для всех учащихся и оказывается, по - разному эффективен. Среди старшеклассников имеются ученики, обладающие логическим мышлением хорошо усваивают предметы естественнонаучного цикла, но не испытывают склонности и интереса к гуманитарным дисциплинам. Есть ученики с хорошо развитым образным мышлением, глубоко чувствующие, но не любящие точные науки. Необходимо читывать именно эти способности учеников, для более продуктивного обучения в школе, в частности на уроке информатики. В современном мире компьютерные технологии стоят на первом месте, с компьютерами связана любая профессия. Многие ученики не понимают этого, необходимо ломать такие стериатипы, давая на уроках информатики такие задания, чтобы они отражали профессиональный выбор каждого ученика и показывали необходимость ИКТ в данной профессиональной области.

Дифференциация обучения позволяет организовать учебный процесс на основе учета индивидуальных особенностей личности, обеспечить усвоение всеми учениками содержания образования, которое может быть различным для разных учащихся, но с обязательным для всех выделением инвариантной части. Процесс обучения в условиях дифференциации, в зависимости от профессиональной ориентации старшеклассников, становится максимально приближенным к познавательным потребностям учеников, их индивидуальным особенностям.

Цель дифференцированного обучения – обеспечить каждому ученику условия для максимального развития его способностей, склонностей, удовлетворения познавательных потребностей и интересов в процессе усвоения им содержания общего образования.

Чтобы отчетливее представить движение научной мысли относительно содержания рассматриваемого понятия, обратимся к определениям этого понятия, сформулированные разными учеными:

1. З.И. Калмыкова: «Дифференциация обучения это создание специализированных классов и школ, рассчитанных на учете психологических особенностей школьников».

2. И.Э. Унт: «Это учет индивидуальных особенностей учащихся в той или иной форме, когда учащиеся группируются на основании каких-либо особенностей для раздельного обучения».

3. Г.Ф. Дорофеев, С.Б. Суворова, В.В. Фирсов, П.В. Кузнецов: «Эта такая система обучения, при которой каждый ученик, овладевая некоторым минимумом общеобразовательной подготовки, являющейся общезначимой и обеспечивающей возможность адаптации в постоянно меняющихся жизненных условиях, получает право и гарантированную возможность уделять преимущественное внимание тем направлениям, которые в наибольшей степени отвечают его склонностям».

Принято различать два основных типа дифференциации содержания обучения: уровневую и профильную.

Уровневая дифференциация определяется как «Организация обучения, при котором школьники, обучаясь по одной программе, имеют право и возможность усваивать ее на различных планируемых уровнях, но не ниже некоторого заранее заданного уровня обязательных требований».

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другое по теме:

Деловые игры
Деловые игры отличаются от других во-первых, имитацией деятельности реальных социально-экономических систем, во-вторых, участники игры выступают в тех или иных ролях лишь для приобретения опыта преодоления конфликтов и принятия деловых решений; в-третьих, деловая игра всегда метод коллективного обу ...

Диагностика уровня сформированности некоторых привычек нравственного поведения
Для того чтобы составить программу нравственного воспитания детей средней группы, необходимо провести диагностику уровня сформированности привычек нравственного поведения. В нашем исследовании приняли участие 10 детей второй средней группы ДОУ № 31 г. Сызрани (5 девочек и 5 мальчиков), возраст выбр ...

Способы повышения педагогической культуры родителей
На основе анализа целей, задач, содержания и методов деятельности воспитателя стало возможным создать эмпирическую модель педагогической культуры семьи. Она включает следующие аспекты: интеллектуальность, характеризующуюся известным объемом педагогических знаний, познавательным интересом и активнос ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru