Педагогика и воспитание » Развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой

Развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой

Страница 1

В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встаёт задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования, защита животных и природы.

На нашей планете в последнее время отмечаются серьёзные нарушения механизмов саморегуляции систем разных уровней, вплоть до биосферы. Причины этого видятся, в том числе в экологической неграмотности человека, относящегося к окружающему миру потребительски, занимающего по отношению к природе антропоцентрическую позицию. Именно поэтому, задачи изменения мировоззрения человека и экологического развития ребёнка представляются первоочередными.

Уверена: в настоящее время нельзя не заниматься экологическим воспитанием и развитием, в какой бы области не специализировался педагог. Все сферы развития личности неразрывно связаны с воспитанием у ребёнка ответственного отношения к миру природы.

Именно дошкольный возраст является базой для формирования основ мировидения и представляет широкие возможности для экологического воспитания. Ведущую роль в экологическом воспитании детей играет формирование у них познавательного интереса к природе. Интерес, с одной стороны, является стимулом развития бережного отношения к природе, с другой – его результатом. Таким образом, воспитание бережного отношения к природе идёт от углубления имеющихся интересов к формированию новых знаний, чувств, умений, а от них – к интересу не более высокой ступени.

В процессе пробуждения и развития эмоционального восприятия природы важную роль играет отношение воспитателей и родителей к природе и интересам детей, связанным с ней. Внимание взрослых, поддержка, одобрение содействуют развитию увлечения и успеху деятельности.

В качестве признаков, по которым можно судить о пробуждающемся у детей интересе к природе и её охране, могут выступать проявления интеллектуальной активности (вопросы воспитателю, участие в обсуждении природоохранных тем на занятиях и прогулках, активное оперирование знаниями), а также волевые проявления (стремление участвовать в деятельности по оказанию помощи природе).

Доступными средствами формирования интереса дошкольников к природе являются прогулки и экскурсии на природу; фенологические наблюдения; использование элементов исследовательской работы; изучение загадочных явлений природы; деятельность по оказанию помощи природе; чтение книг и просмотр видеофильмов о природе; проведение плановых и ситуационных бесед о природе и бережном отношении к ней.

Одним из направлений экологического воспитания является формирование начал экологической культуры, в том числе правильного отношения к природе, к себе и другим людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения. Следовательно, совершенствовать воспитание личности ребёнка необходимо через обогащение его опыта полными, верными и яркими образами природы.

Любое воспитание, как мне представляется, будь то экологическое, эстетическое, нравственное, должно стать воспитанием сердца, которое и рождает чувства, мысли и поступки. Об этом говорят все великие педагоги мира. "Годы детства – прежде всего воспитание сердца", - писал В. Сухомлинский. И срок для этого отпущен небольшой – семь лет, дальше это сделать будет крайне трудно.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другое по теме:

Игровые методы и приёмы формирования познавательного интереса на уроках технологии
Попробуем разобраться, какой вид деятельности подразумевается под понятием "игра". Игра, по мнению многих ученых, есть вид развивающей, социальной деятельности, форма освоения социального опыта, одна из сложных способностей человека. Вот почему игровые методы находят все большее применени ...

Мелки восковые
Восковые мелки предназначены для рисования по бумаге и являются альтернативой привычным цветным карандашам. Они изготовлены из натурального пчелиного воска с добавлением растительных красителей, поэтому безвредны для ребенка, если он попробует их на вкус. Восковые мелки отлично передают цвета и име ...

Формы управления ОУ, наличие органов самоуправления, их функции
В Профессионально-педагогическом колледже технологии и красоты есть орган студенческого самоуправления. Целями деятельности Студенческого совета являются: формирование гражданской культуры, активной гражданской позиции студентов, содействие развитию их социальной зрелости, самостоятельности, способ ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru