Педагогика и воспитание » Изучение поэтических произведений в начальной школе » Педагогические аспекты изучения поэтических произведений в начальной школе

Педагогические аспекты изучения поэтических произведений в начальной школе

Страница 7

Этапность работы над образом персонажем определяется с учетом психологических основ процесса восприятия художественного произведения младшими школьниками:

1) эмоциональное восприятие образа;

2) конкретизация учащимися своего первоначального восприятия;

3) обобщенное мотивационно-оценочное суждение.

Программа предусматривает постепенно усложняющуюся от класса к классу систему работы над главной мыслью произведения и его действующими лицами. Усложнение в работе над идеей и образами идет по линии возрастающей самостоятельности учащихся.

Итак, изучение любого художественного произведения в начальной школе должно опираться на определенную методику. Не составляет исключения и поэтическое произведение. Чтобы проникнуть в суть стихотворения, дети должны иметь определенный запас жизненных наблюдений, представлений и литературный опыт в анализе стихов. Только в этом случае можно начать разговор о настроениях, чувствах автора, рассказать о своих чувствах, своем видении жизни. Тогда дети испытывают большую радость от того, что нашли строки, созвучные своему настроению, своим впечатлениям.

Для полноценного восприятия стихотворения учениками необходимо проникнуться эмоциональным состоянием героя, прочувствовать и пережить то, что его волнует.

Чтобы провести хороший урок, учителю необходимо окунуться в произведение, пропустить его через себя. Но организуя изучение стихотворного произведения, необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности ребенка. Кроме того, учителю необходимы знания психологических основ восприятия и понимания текста.

Экспериментальная работа проводилась на базе средней школы № 44 г. Чита-23 в 2008-2010 гг.

3А –экспериментальный класс

3Б – контрольный класс

Средний возраст – 9 лет.

Структура экспериментальной работы

I. Констатирующий эксперимент

II. Формирующий эксперимент

III. Выявление результатов работы.

В объяснительной записке к программе по чтению и развитию речи одной из главных задач наряду с задачами познавательными, задачами формирования навыка сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения у младших школьников ставится задача образного восприятия детьми художественного текста, понимания изобразительных средств языка.

Испытуемые классы занимаются по учебнику "Родная речь" (М.В.Голованова, В.Г.Горецкий, Л.Ф.Климанова), где стихотворения, прозаические произведения о природе объединены в специальный раздел "Природа и мы", поэтические тетради.

Применительно к художественному тексту, надо отметить, нормативы понимания автора зависят от особенностей конкретного произведения.

Диагностика понимания автора школьниками осуществлялась нами в процессе диагностической беседы по поводу лирического текста. Адекватным пониманием автора лирического текста можно считать понимание внутреннего мира лирического героя, развития его мысли-чувства. Для выявления такого понимания диагностическая процедура строилась как беседа по поводу прочтения читателем-школьником стихотворений:

- А.С.Пушкин "Вот север тучи нагоняя…", "Зимнее утро"

- Н.А.Некрасов "Славная осень"

- М.Ю.Лермонтов "Утес".

Целью констатирующего эксперимента было выявление уровня восприятия младших школьников на основе изучения лирических стихотворений. За основу исследования были взяты критерии М.И. Омороковой: умения ориентировки в тексте и исполнительские умения.

Умения ориентировки выступают выражении общих впечатлений о прочитанном тексте, видении изобразительных средств языка – нахождении в произведении слов и выражений, характеризующих персонажей, их поступки, картины природы, нахождение описаний в тексте, нахождение сравнений. Исполнительские умения представляются в структурно-предметном содержании произведения – видеть образ, созданный поэтом в стихотворении, находить опорные слова, помогающие воссоздать структуру стиха, нахождение главной мысли текста, строки-содержания; умение пользоваться средствами речевой выразительности: паузой, логическим ударением, владеть окраской голоса в зависимости от содержания текста.

С целью выявления уровней восприятия были проведены следующие задания.

Задание 1. Прочитайте стихотворение А.С.Пушкина "Вот север, тучи нагоняя…", ответьте на вопросы.

1. Когда ты читал, слушал эти стихи, чем голос тебе представлялся?

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12


Другое по теме:

Общий анализ образовательной программы «Технология»
Программа учебной дисциплины «Технологии» предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки учащихся по дисциплине начального образования и является единой для всего обучения. Предмет «Технология» является основной подготовкой у школьников творческих ...

Педагогический процесс как основное понятие педагогики и его связь с педагогической системой
Становление любой области научного знания связано с развитием понятий, которые, с одной стороны, указывают на определенный класс сущностно единых явлений, а с другой – конструируют предмет науки. Для педагогики роль стержневого понятия выполняет "педагогический процесс" - это движение от ...

Становление и развитие программы Интел «Обучение для будущего» в ГБОУ СПО РМЭ «Оршанский педагогический колледж им.И.К. Глушкова»
INTEL "Обучение для будущего" ведется в Оршанском педагогическом колледже с 2006 года. Работа обучающей площадки Программы на базе нашего колледжа началась с обучения 12 тьюторов. С 2006 - 2012 годы существования площадки обучено более 1000 человек, среди них преподаватели колледжа, учите ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru