Педагогика и воспитание » Изучение поэтических произведений в начальной школе » Педагогические аспекты изучения поэтических произведений в начальной школе

Педагогические аспекты изучения поэтических произведений в начальной школе

Страница 14

Посмотрим, как выглядит у Есенина ручей.

Текст

Представления

Лексика

А рядом, у проталинки,

В траве, между корней,

Бежит, струится маленький

Серебряный ручей.

Ручей волной гремучею

Все ветки обдает

И вкрадчиво под кручею

Ей песенки поет.

В овраге долго холодно, наверное там сохранилось с зимы немного льда и почерневшего снега. Бежит звонкий, маленький ручей. Он омывает корни черемухи, его брызги обдают нижние ветки влагой.

Бежит, струится, серебряный –быстрый, звонкий, шаловливый ручей

Гремучая волна – ручей гремит, шумит, хотя и маленький

Вкрадчиво песенки поет – голос ручья может быть и нежным, убаюкивающим

Следующие перечитывания предполагают опору на четкость и ясность произношения, но задача чтения усложняется: при чтении надо стараться представить себе и черемуху, и ручей. Дети читают текст про себя и стараются пронять, какое настроение и черемухи и ручья. Конечно же, радостное: и денек весенний, солнечный, и черемуха нарядная, и ручей поет вкрадчивые песенки!

Читая с детьми стихотворение А.К.Толстого "Где гнутся над омутом лозы…", мы работали над анализом художественных образов в их взаимодействии.

В начале чтения мы беседуем с детьми о стрекозах, об их красоте. Что когда стрекоз летает много, то слышен легкий звон.

А.К.Толстой написал о стрекозах так:

Где гнутся над омутом лозы,

Где летнее солнце печет,

Летают и пляшут стрекозы,

Веселый ведут хоровод.

Поэт рифмует лозы- стрекозы, повторяемый звук З создает впечатление, будто звенят прозрачные крылышки стрекоз.

Рассказываем, что А.К.Толстой написал о стрекозах очень своеобразное стихотворение. В нем стрекозы вступают в тайный разговор с ребенком.

Просим прочитать стихотворение про себя и определить: где происходит этот разговор? Какую картину они представляют? (На берегу реки или озера заснула мать, а ребенок подошел к самой воде, потому что его очень заинтересовали стрекозы).

При повторном чтении проводим выборочное чтение строк.

Находим с детьми с каких слов началась речь стрекоз, где закончилась, а также слова, где стрекозы говорят о своей красоте.

Разъясняем значение незнакомого для детей слова – омут (Глубокая яма на дне реки, водоворот в реке, опасное место).

В речи стрекоз находим слова, которые представляются нам лживыми.

Спрашиваем у детей о том, что действительно ли стрекозы любят ребенка, когда говорят: "Мы так тебя любим давно"?

Стрекозы стремятся обмануть ребенка, они коварные. Это видно из слов стрекоз, которые должны были насторожить ребенка (Подойди же, пока не проснулася мать).

Мать желает ребенку блага и помешает коварным и злым стрекозам. Они знают об этом.

Определяем с детьми настроение стихотворения, каким будет выразительное чтение.

Первое четверостишие должно звучать беспечно, радостно.

Слова стрекоз произнести вкрадчиво, ведь они желают обмануть ребенка.

Мы показываем, как нужно читать. Затем дети выразительно читают все стихотворение.

Для развития видения, то есть ярких образных представлений на основе читаемого, мы используем прием иллюстрирования текста.

Как показывает практика, при чтении стихотворений наиболее целесообразны следующие разновидности: рассматривание готовых иллюстраций, а также словесное и музыкальное иллюстрирование.

Рассматривание готовых иллюстрация проводится по такому плану: посмотрите на иллюстрацию к этому стихотворению. Можем ли мы отнести ее ко всему стихотворению или к какой-то его части? Что изобразил художник на своей картине? Что он нарисовал в центре картины? Вдалеке? Справа? Слева? Опишите картину, используя слова, строки из произведения. Какие краски художник выбрал для своей картины? Какое настроение они создают?

Правильнее будет, если мы, беседуя с детьми, убедим их в том, что иллюстрация – это такая картина, которая раскрывает, дополняет художественный текст.

Просим детей представить себя художниками и рассказать, какую иллюстрацию они нарисуют к этому стихотворению. (Дети подробно рассказывают, что они нарисуют на картине, где что расположат, как изобразят тот или иной объект картины, какие краски используют).

Страницы: 9 10 11 12 13 14 15 16 17


Другое по теме:

Экспериментальная проверка эффективности работы в группах
Одной из задач нашего исследования являлось обоснование лингводидактической сущности аутентичных видеоматериалов как основного средства формирования МК на базовом курсе языковой подготовки в вузе, и определение принципов и критериев их отбора. Специфической особенностью АВМ, в отличие от других ауд ...

Выбор мишеней воздействия
Под мишенями психологического воздействия, по мнению Леонтьева А. А., понимаются те психические структуры, на которые оказывается влияние со стороны инициатора воздействия и которые изменяются в направлении, соответствующем цели воздействия. Т. С. Кабаченко в качестве средства классификации методов ...

Определение понятий «учебная деятельность», «активизация учебной деятельности» в педагогической литературе
Учебная деятельность — один из основных (наряду с трудом и игрой) видов деятельности человека, специально направленный на овладение способами предметных и познавательных действий, обобщенных теоретических знаний. Усвоение (учение) является существенной характеристикой учебной деятельности, тем не м ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru