Педагогика и воспитание » Диалоговый подход к организации эвристического обучения

Диалоговый подход к организации эвристического обучения

Страница 5

Эксперимент показал, что эвристическое задание, облеченное в форму внешнего диалога, для учащегося начальной школы первично составляет проблему. Однако затем в ответах учеников наблюдается резкое возрастание степени эмоциональности и творчества.

Показателен результат сравнительного анализа влияния диалогового компонента эвристического задания на степень творческой самореализации младших и старших школьников. В эксперименте участвовали 700 учеников разного возраста. Все они участники шести олимпиад по разным предметам (физика, русский язык, история, обществоведение, география, философия). Результаты показывают, что в младшей школе критерии эвристической деятельности (когнитивные, креативные, методологические) растут экспоненциально в сравнении с динамикой роста аналогичных параметров старшеклассников. К явно выраженным образовательным достижениям младших школьников можно отнести их умения аргументировать свою точку зрения, приобретать предметные знания. Полученная экспоненциальная кривая динамики образовательных приращений младших школьников свидетельствует об эмоционально-ценностном контексте их диалоговой деятельности. Участие в одной олимпиаде не приводит к существенным образовательным приращениям старших школьников, но после трех креативный параметр вырастает на 17%, когнитивный — на 14%, орг-деятельностный — на 14%. Участие в шести эвристических олимпиадах приводит к возрастанию показателей на 21, 19 и 19% соответственно. На основании данных результатов сделаем два вывода.

Рассмотренное на примерах заданий и курсов содержание эвристической деятельности учащегося получает наибольший коэффициент полезного действия в информационно-коммуникативном поле, при поддержке мультимедийных технологий. Обеспечить устойчивый и самодостаточный механизм образовывающейся личности можно лишь при наличии на каждом из этапов эвристической деятельности учащегося рефлексивной обратной связи, как внутренней (рефлексия достигнутых результатов самого учащегося, его образовательных продуктов и т.д.), так и внешней (сопоставление собственных образовательных продуктов, результатов с образовательными продуктами других учеников). В очной форме, на уроке, традиционная доска не может в полной мере послужить местом "встреч" ученических продуктов. В равной степени и мел не может технически обеспечить коммуникативную составляющую урока.

Подобное взаимодействие, "место и пространство встреч" (И.Кант) учащихся возникает в информационной среде. Например, использование форумов, чатов и др. средств вебкоммуникаций предоставляет возможность демонстрации образовательных продуктов учащихся, расширяет границы применения педагогических технологий, выдвигает их на новый, более качественный уровень. Организация учителем "горизонтальных" ("учащийся—учащийся") и вертикальных ("учащийся—учитель") коммуникаций позволяет регулировать процесс обмена мнениями, столкновений логик, когда индивидуальность ученика "шлифуется", приобретает большую направленность на построение индивидуальной образовательной траектории, когда существенно возрастает степень творческой самореализации школьников.

В заключение отметим, что диалоговый подход к организации эвристического обучения создает необходимые и достаточные условия для успешного формирования у учеников опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к действительности, позволяет учащемуся ставить перед собой учебные и жизненные цели, успешно реализовывать их, выбирая индивидуальную образовательную траекторию.

Эвристический диалог становится особенно эффективным при поддержке мультимедийных средств и технологий, служб глобальной сети Интернет. Информатизация делает эвристическое образование более эффективным в сравнении с очными формами благодаря возможности организации коммуникаций между всеми участниками процесса обучения.

Страницы: 1 2 3 4 5 


Другое по теме:

Подходы к выявлению профессиональной ориентации старшеклассников
Задания, дифференцированные в зависимости от профессиональной ориентации старшеклассников, играют большую роль в процессе обучения информатики. Роль и месть данных заданий, с различной профессиональной ориентацией в процессе обучения были показаны в предыдущей главе. Но прежде чем составлять систем ...

Психологический аспект
Анализируя роль И. Песталоцци, П.Ф. Каптерев утверждает, что "Песталоцци понимал все обучение, как дело творчества самого учащегося, все знания как развитие деятельности изнутри, как акты самодеятельности, саморазвития". Однако в то же время, согласно П.Ф. Каптереву, "…преувеличение ...

Особенности словесных методов и их влияние на развитие ребёнка с нарушением интеллекта
Метод - это способ теоретического исследования или практического осуществления чего-нибудь. Так же метод- это способ, посредством которого познаётся предмет науки. В настоящее время большинство дидактов понимает метод обучения как «способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и о ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru