Педагогика и воспитание » Диалоговый подход к организации эвристического обучения

Диалоговый подход к организации эвристического обучения

Страница 5

Эксперимент показал, что эвристическое задание, облеченное в форму внешнего диалога, для учащегося начальной школы первично составляет проблему. Однако затем в ответах учеников наблюдается резкое возрастание степени эмоциональности и творчества.

Показателен результат сравнительного анализа влияния диалогового компонента эвристического задания на степень творческой самореализации младших и старших школьников. В эксперименте участвовали 700 учеников разного возраста. Все они участники шести олимпиад по разным предметам (физика, русский язык, история, обществоведение, география, философия). Результаты показывают, что в младшей школе критерии эвристической деятельности (когнитивные, креативные, методологические) растут экспоненциально в сравнении с динамикой роста аналогичных параметров старшеклассников. К явно выраженным образовательным достижениям младших школьников можно отнести их умения аргументировать свою точку зрения, приобретать предметные знания. Полученная экспоненциальная кривая динамики образовательных приращений младших школьников свидетельствует об эмоционально-ценностном контексте их диалоговой деятельности. Участие в одной олимпиаде не приводит к существенным образовательным приращениям старших школьников, но после трех креативный параметр вырастает на 17%, когнитивный — на 14%, орг-деятельностный — на 14%. Участие в шести эвристических олимпиадах приводит к возрастанию показателей на 21, 19 и 19% соответственно. На основании данных результатов сделаем два вывода.

Рассмотренное на примерах заданий и курсов содержание эвристической деятельности учащегося получает наибольший коэффициент полезного действия в информационно-коммуникативном поле, при поддержке мультимедийных технологий. Обеспечить устойчивый и самодостаточный механизм образовывающейся личности можно лишь при наличии на каждом из этапов эвристической деятельности учащегося рефлексивной обратной связи, как внутренней (рефлексия достигнутых результатов самого учащегося, его образовательных продуктов и т.д.), так и внешней (сопоставление собственных образовательных продуктов, результатов с образовательными продуктами других учеников). В очной форме, на уроке, традиционная доска не может в полной мере послужить местом "встреч" ученических продуктов. В равной степени и мел не может технически обеспечить коммуникативную составляющую урока.

Подобное взаимодействие, "место и пространство встреч" (И.Кант) учащихся возникает в информационной среде. Например, использование форумов, чатов и др. средств вебкоммуникаций предоставляет возможность демонстрации образовательных продуктов учащихся, расширяет границы применения педагогических технологий, выдвигает их на новый, более качественный уровень. Организация учителем "горизонтальных" ("учащийся—учащийся") и вертикальных ("учащийся—учитель") коммуникаций позволяет регулировать процесс обмена мнениями, столкновений логик, когда индивидуальность ученика "шлифуется", приобретает большую направленность на построение индивидуальной образовательной траектории, когда существенно возрастает степень творческой самореализации школьников.

В заключение отметим, что диалоговый подход к организации эвристического обучения создает необходимые и достаточные условия для успешного формирования у учеников опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к действительности, позволяет учащемуся ставить перед собой учебные и жизненные цели, успешно реализовывать их, выбирая индивидуальную образовательную траекторию.

Эвристический диалог становится особенно эффективным при поддержке мультимедийных средств и технологий, служб глобальной сети Интернет. Информатизация делает эвристическое образование более эффективным в сравнении с очными формами благодаря возможности организации коммуникаций между всеми участниками процесса обучения.

Страницы: 1 2 3 4 5 


Другое по теме:

Современное состояние системы профориентации во вспомогательной школе
Далеко не всем школам удается добиться высоких результатов в подготовке умственно отсталых детей к самостоятельной жизни в целом и к труду в частности. Это имеет свои причины. Вот лишь некоторые из них. Помещения, в которых проводятся занятия (и не только по труду), часто не отвечают элементарным с ...

Особенности организации работы на уроках математики в подготовительной к школе группе
В детском саду работу по формированию элементарных математических представлений начинают со второй младшей группы. Детей знакомят со способами установления качественных и пространственных отношений между предметами реального мира, учат считать, прибавлять и вычитать в пределах десяти, измерять длин ...

Русское нормированное произношение
Объект описания и предмет изучения - звучание русской нормированной (литературной) речи. При решении этой общей задачи отправными, базовыми понятиями являются частно-методологические и методические категории языковой нормы и, в частности, произносительной нормы, объективное явление вариантности в л ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru