Педагогика и воспитание » Развитие игровой деятельности детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта » Диагностика игровой деятельности умственно отсталых детей

Диагностика игровой деятельности умственно отсталых детей

Страница 3

Из этого наблюдения мы можем сделать вывод, что игровая деятельность испытуемой группы детей находится на 4-ом уровне развития в соответствии с критериями, предложенными Д.Б. Элькониным, то есть на достаточно высоком уровне развития.

Диагностика дошкольников в лёгкой степени умственной отсталости.

Диагностика детей контрольной группы (с которыми не проводилась коррекционная работа).

Диагностика игровой деятельности по Г.А. Уруптовой.

Цель: изучение игровой деятельности и уровня притязаний у детей 5–6 лет.

Материал: оборудование для игровой деятельности.

Ход исследования: воспитатель наблюдает за самостоятельной игрой детей.

Особенности игровой деятельности.

1. Характеристика ролей, которые выполняет дошкольник в игре:

ребёнок редко называет себя именем взрослого в процессе игры;

в качестве средств для реализации роли использует только игровые предметы. Ролевая речь, мимика, пантомимика, интонация в игре не применяются;

отличительные особенности персонажа передаёт, ориентируясь на внешние признаки;

ребёнок выполняет в игре роль сына / дочери.

2. Отношение к правилам игры:

дошкольник редко соотносит правила со взятой на себя ролью, игнорирует замечания по поводу нарушения правил, не замечает нарушения правил за другими, мотивация к необходимости выполнять правила отсутствует.

3. Характеристика игровых действий:

развёрнутость: подробные действия с предметами;

не наблюдается практически никаких игровых умений и навыков; ребёнок плохо отражает функции взрослого с помощью игровых действий;

игровые действия дошкольника сопровождаются речью, но они с ней никак не связаны;

ребёнок нечётко осознаёт, что игровое действие – это воображаемая ситуация, а не реальность.

4. Игровые предметы, их характеристика:

связь выбора предметов с ролью и сюжетом игры: предмет подсказывает ребёнку выбор сюжета;

игрушки: весы, касса, куклы, домик для кукол и пр.;

воображаемые предметы отсутствуют;

предметы-заместители отсутствуют.

5. Характеристика ролевых и реальных взаимоотношений в игре:

трудно проследить отражение каких-либо норм поведения и функций взрослых в игре ребёнка;

реальные отношения между детьми с игрой не связаны.

6. Характеристика сюжетов в играх детей:

разнообразие сюжетов: бытовая и профессиональная деятельность;

ребёнок развивает один и тот же сюжет 2–3 минуты;

игра возникает под влиянием игрушки и взрослого.

7. Характеристика содержания игры, то есть что отражает в игре ребёнок.

Особенности уровня притязаний в игре:

отношение к ситуации распределения ролей: ребёнку не важно, какую роль он будет выполнять – главную или второстепенную;

от выполнения незнакомой роли ребёнок отказывается;

на неудачи ребёнок не проявляет никакой реакции, продолжает играть дальше;

взятая на себя роль не соответствует реальным умениям, знаниям и представлениям ребёнка.

Диагностика уровня развития игровой деятельности по Д.Б. Эльконину.

Таблица №3. Протокол наблюдения за игрой

Показатели игры

Результаты наблюдения

Оценка воспитателя

Примечания

Количество играющих объединений

0

Сюжеты игры (тема, продолжительность)

«Праздник» (2 мин.), «Поход в магазин» (1 мин.), «Мамина работа» (4 мин.)

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Другое по теме:

Определение понятий «учебная деятельность», «активизация учебной деятельности» в педагогической литературе
Учебная деятельность — один из основных (наряду с трудом и игрой) видов деятельности человека, специально направленный на овладение способами предметных и познавательных действий, обобщенных теоретических знаний. Усвоение (учение) является существенной характеристикой учебной деятельности, тем не м ...

Основные понятия, термины специальной педагогики
Специальная педагогика (называемая в нашей стране также дефектологией, коррекционной педагогикой) является составной частью педагогики, одной из ее ветвей (от лат. sресiаlis — род, вид). Специальная педагогика — это теория и практика специального (особого) образования лиц с отклонениями в физическо ...

Педагогическое взаимодействие и его виды
Педагогическое взаимодействие является универсальной характеристикой образовательного процесса. Оно значительно шире категории "педагогическое воздействие", сводящей педагогический процесс к субъект-объектным отношениям, которые, в свою очередь, являются следствием механического переноса ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru