Педагогика и воспитание » Роль экранных образов в развитии агрессивности у старших дошкольников » Причины, проявления агрессивности в дошкольном возрасте

Причины, проявления агрессивности в дошкольном возрасте

Страница 4

Для того чтобы вызывать одобрение родителей, ребенок учится контролировать свою агрессию, причем на первых порах это достигается внешним контролем, диктуемым реакциями окружающих и его страхом. Тревога обычно двоякая: это и страх наказания, и боязнь обидеть, вызвать раздражение родителей и лишиться из-за этого их поддержки. При нормальном развитии система социальных норм и запретов постепенно становится частью психики человека, и контроль становится внутренним. Тогда большая часть поведения, в том числе и проявления агрессивности, регулируется уже совестью или чувством вины, в разных пропорциях у разных личностей.

Чаще всего причины кроются в системе детско-родительских отношений, конкретнее, в недостатке любви со стороны значимых взрослых. Это происходит в тех случаях, когда ребёнок воспринимается как нежеланный ещё до рождения. Возможны ситуации, когда такая нежелательность проявляется позже. Ребёнок начинает «мешать», раздражать, что порождает недоброжелательное, а иногда и жестокое к нему отношение. В результате у малыша возникает чувство незащищённости, «брошенности», и он вынужден реагировать агрессивно, чтобы как-то утвердить себя. Поэтому нередко подобное поведение – это способ привлечь к себе внимание, добиться любви: «Пусть лучше кричат, ругают, наказывают, чем не обращают внимания»

Другой причиной агрессивности является стремление ребёнка к автономии, самостоятельности, ограждению своего «Я». Нередко это выступает как защита в ситуации давления, ограничения желаний, унижения личности. Прямые запреты без рационального обоснования, насмешки над неудачами, иронизирование и др. приводят к актуализации защиты: ребёнок встаёт в угрожающую позу и применят устную и физическую агрессию.

В качестве причины агрессивности может выступать и провоцирование ребёнка на её проявление. Например, в ситуации угрозы при незнании и неумении реагировать по-иному он реагирует соответственно агрессивно.

Многие психологи в качестве причины выделяют также дисгармоничность внутреннего мира ребёнка, расплывчатость, несформированность его «Я – концепции». Расплывчатое представление о себе, сопровождающееся неуверенностью и тревожностью, стимулирует дошкольника на то, чтобы избавиться от этого неприятного состояния путём ощущения силы «Я», приобретения уверенности и снятия тревожности пусть и на короткий срок. Сделать это можно за счёт агрессивности, выложившись в крике, драке, разрушительности до конца, т.е. разрядившись.

Агрессивность поведения может побуждаться и трудностями в общении со сверстниками в сочетании с неумением добиваться относительно высоких результатов в различных сферах. Известно, что ребёнок развивается нормально, когда ему обеспечен успех и признание в группе. В противном случае возникает внутренняя напряжённость, конфликтность, которая стимулирует желание добиваться успеха и признания в группе негативными способами, т.е. через агрессию.

Наконец, агрессивное поведение может проявляться ситуативно в результате утомления, перенапряжения, болезни и т.п.

Итак, агрессивное поведение ребёнка, прежде всего, вызывается недостатком нежной заботы и привязанности со стороны одного или обоих родителей. Семья должна создать «минимальные условия» эффективной социализации.

Многочисленные исследования убедительно свидетельствуют, что психологическая деформация семьи, нарушение системы межличностных отношений и ценностей в ней оказывают мощнейшее влияние на негативное развитие личности ребёнка.

Таким образом, важным условием преодоления агрессивности является выявление конкретных её причин и доминирующих форм агрессивного поведения у того или иного ребёнка. Если агрессивность порождается неоптимальностью «Я – концепции» ребёнка, то основное внимание должно быть обращено на стабилизацию внутреннего мира, представления о себе, повышении уверенности. Там, где имеет место нарушение системы детско-родительских отношений, следует попытаться позитивно повлиять на данную сферу с целью коррекции самой системы отношений.

Страницы: 1 2 3 4 


Другое по теме:

История возникновения и развития тестовой формы контроля знаний
Наилучшей формой представления заданий итоговой проверочной работы считается тестовая. Тесты стали использоваться в социологии, психологии и педагогике во второй половине прошлого века. Сам термин был введен Ф. Гальтоном. Важный шаг в распространении тестов был сделан бостонскими школами, заменивши ...

Система социально-педагогических мероприятий по адаптации детей в условиях приюта
Основные направления работы: Адаптация детей к жизни в приюте. Психолого-педагогическая коррекция эмоционально-волевой сферы детей, помощь в преодолении дискомфорта. Адаптационно-воспитательная помощь по снижению негативного отношения к учебе, преодолению пробелов в знаниях. Организация профилактич ...

Педагогические взгляды Белинского и их связь с задачами литературы
В его многочисленных работах поставлены основные проблемы педагогики научного и практического характера, решаемые им с позиции гуманизма и демократизма. В работе «Рассуждение. Доброе воспитание нужнее всего для молодых людей» Белинским были освещены педагогические вопросы. Здесь он высказывает мате ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru