Педагогика и воспитание » Роль экранных образов в развитии агрессивности у старших дошкольников » Проблема исследования агрессивности в работах отечественных и зарубежных психологов

Проблема исследования агрессивности в работах отечественных и зарубежных психологов

Страница 3

В настоящее время теория социального научения является одной из наиболее эффективных в предсказании агрессивного поведения, его объяснении и коррекции.

При всей несхожести разных подходов, все они подводят к важному практическому выводу: формирующуюся личность необходимо научить терпимому, благожелательному, гуманному отношению к людям. Если этого не делать, то обижать людей человек легко научится сам.

Многие психологи и педагоги отмечают, что об агрессивности нельзя судить лишь по ее внешним проявлениям, необходимо знать ее мотивы и сопутствующие ей переживания. Вместе с тем в исследованиях выявляются факторы, влияющие на агрессивность детей. Среди этих факторов обычно выделяются особенности семейного воспитания, модели агрессивного поведения на телеэкране, или со стороны сверстников, уровень фрустрации и др. Однако очевидно, что все эти факторы вызывают агрессивное поведение далеко не у всех детей, а только у определенной части. В одной и той же семье в сходных условиях воспитания вырастают разные по степени агрессивности дети. Исследования показывают, что агрессивность, сложившаяся в детстве, остается устойчивой чертой и сохраняется на протяжении дальнейшей жизни человека.

Можно полагать, что уже в этом возрасте складываются определенные предпосылки, способствующие проявлению агрессивности. По-видимому, дети, склонные к насилию, существенно отличаются от своих миролюбивых сверстников не только по поведению, но и по своим психологическим характеристикам. Однако комплексного исследования психологических особенностей, лежащих в основе детской агрессивности и дающих представление о психологической природе этого явления, нам обнаружить не удалось. Между тем, выявление причин агрессивного поведения детей необходимо как для своевременной диагностики этого явления, так и для разработки коррекционных программ.

Современный ребенок живет в мире, сложном по своему содержанию и тенденциям социализации.

Это связано, во-первых, с темпом и ритмом технико-технологических преобразований, предъявляющих к растущим людям новые требования. Во-вторых, с насыщенным характером информации, которая создает массу «шумов», глубинно воздействующих на ребенка, у которого нет выработанной четкой жизненной позиции. В-третьих, с экологическим и экономическим кризисами, поразившими наше общество, что вызывает у ребенка чувство безнадежности и раздражения (при отсутствии чувства личной ответственности). Среди детей существует мнение, что взрослые говорят не правду, что сейчас каждый живет для себя, старается извернуться, обмануть другого.

Данной убежденности способствует безответственная деятельность некоторых средств массовой информации, а также поток кино- и телефильмов, заполненных сценариями обмана, насилия, научающих ребенка агрессивности.

Также в нашем обществе существуют качественные изменения макросреды, сопровождающиеся деформацией семьи, которая не выполняет своих важных функций, таких как формирование у детей чувства психологического комфорта, защищенности. Где имеет место жестокое обращение с детьми. Часть родителей принуждает детей к послушанию; другая часть не интересуется потребностями ребенка; третья - переоценивает ребенка и не достаточно его контролирует.

В результате для большинства детей характерна неразвитость нравственных представлений, эмоциональная грубость, потребительская ориентация, агрессивный способ самоутверждения, что связано, в частности, с повышенной внушаемостью и подражательностью.

Для многих детей этого возраста характерно умышленное подражание манерам, как конкретных людей, так и стереотипов предлагаемых средствами информации.

Отрицательный микроклимат в семье обуславливает возникновение грубости, отчужденности, застенчивости, стремления делать все назло, что создает предпосылки для появления агрессивности, демонстративного непослушания. В детском коллективе трудно сосуществовать с такими детьми не только из-за силы и длительности их аффективных вспышек, эмоциональной вязкости, но из-за конфликтности, связанной с постоянным стремлением к самостоятельности, из-за властности и жестокости.

Требования родителей к ребенку противоречивы: взрослые, не умея справляться с собственным гневом и проявлением агрессии (по отношению к детям, коллегам по работе и т.п.), в тоже время требуют от ребенка доброжелательности. Семья принимает ответственность только за положительные результаты развития ребенка, что само по себе является ошибкой. Многие взрослые (в том числе и педагоги) упрощенно воспринимают процесс включения ребенка в мир социальных отношений, понимают детство как возраст беспечности и беспредельного оптимизма. Такое восприятие приводит к тому, что взрослый лишает ребенка права на так называемые негативные эмоции, или виды поведения (гнев, страх, агрессию, избегание и т.п.). В результате вместо того, чтоб обучать ребенка конструктивным способам выражения и преодоления переживаемого негативного состояния, взрослые налагают запреты и ограничения.

Страницы: 1 2 3 4


Другое по теме:

Сущность и природа нравственности
В кратком словаре по философии понятие нравственности приравнено к понятию мораль. Мораль (латинское mores-нравы) - нормы, принципы, правила поведения людей, а так же само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуляц ...

Основные приемы и принципы композиции визуальных образов
«Композиция» в переводе с латинского compositio обозначает сочинение, составление, расположение. Художники и дизайнеры накопили немало знаний и опыта по композиции художественных произведений. Принципы композиции Закон: Строгое соответствие композиционного решения, формы графического информационног ...

Анализ содержания темы "Многоугольники" в школьных учебниках геометрии
В курсе геометрии 7-9 классов систематически изучаются геометрические фигуры на плоскости, причем большое внимание уделяется многоугольникам, изучению их свойств, рассмотрению величин характеризующих плоский многоугольник. Курс геометрии 7 класса - это, по существу, геометрия треугольника. Основное ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru