Педагогика и воспитание » Формирование у старшеклассников готовности к самообразованию » Виды педагогического руководства самообразованием школьников

Виды педагогического руководства самообразованием школьников

Страница 1

Решая проблему формирования у школьников стремления к самообразованию, необходимо перестроить саму структуру процесса обучения так, чтобы учащийся, выполняя учебные задания, чувствовал потребность в тех знаниях, изучение которых предусмотрено программой. Однако имеется ряд трудностей организационно – педагогического порядка, которые этому мешают:

1) существует разрыв между получением учащимися новых знаний на уроке и их применением;

2) успешность работы определяется характером самоконтроля ученика, контроля и помощи со стороны учителя;

3) учителю трудно организовать активную самостоятельную познавательную деятельность учащихся, которые находятся на разных уровнях обучения.

Преодолеть эти трудности в известной степени можно традиционными методами: чередованием теоретического материала с решением задач практического содержания (возможно даже проведение лабораторных работ), разработкой заданий различной степени сложности (карточки-тренажеры, карточки с замаскированной подсказкой, карточка однокласснику), многовариантные задания, сюжетные контрольные работы, самостоятельная поисковая работа с дополнительной литературой. Однако эти виды деятельности ещё не в значительной мере стимулируют учащихся к самостоятельному поиску знаний, к самообразованию. Для этого требуется ввести такие задания, для выполнения которых необходимы не только дополнительные знания, но и измененные способы действий. Выпускники должны хорошо владеть навыками самостоятельной работы с книгой. Необходимо обращать на это внимание и в среднем, и в старшем звене. Для того чтобы побудить учащихся к работе не только с книгой, но и со справочниками, с разнообразной дополнительной литературой, используют различные приемы: например, в конце изучения темы задают домой сочинение. Создав проблемную ситуацию, учитель управляет самообразовательной деятельностью учащихся. Педагогическое руководство самообразованием состоит в том, чтобы ознакомить школьников с его содержанием и научить их запускать его процессуальный механизм. Самообразование основывается на определённом уровне образованности школьников, но без помощи со стороны взрослых учащийся может серьёзно ошибаться как в содержании самообразования, так и в его форме.

Главным направлением в воспитании приемов самообразования в школе является работа учителя – предметника на уроке по формированию учебной деятельности школьника в единстве ее компонентов. Поэтому урок – это важный резерв самообразования. Отработав отдельные компоненты учебной деятельности, учитель передает их для самостоятельного выполнения школьникам, причем первыми передаются действия самоконтроля и оценивания себя, затем учебные действия, постановка и выбор учебных задач и т. д. Учитель – предметник имеет все возможности для формирования учебной деятельности и деятельности самообразования, т.к. он учит школьников находить способы деятельности, адекватные изучаемому предмету. В ходе длительного усвоения учебного предмета есть также возможность показать школьникам роль системы учебных задач, последовательности и иерархии учебных действий в больших разделах учебного маршала, подчеркнуть здесь для школьников роль планирующих форм самоконтроля и самооценки и.т. д.

Другим важным направлением работы является формирование у школьников приемов учебной деятельности, которые условно могут быть названы межпредметными. Эти формы работы могут проводиться на уроке и учителем – предметником, но, кроме этого, могут воспитываться классным руководителем, воспитателем на классных, ученических собраниях, в разных формах кружковой и факультативной работы, посвященных теме «научиться учиться». Сюда вносятся:

а) приемы смысловой переработки текста, укрупнения учебного материала, объединение его в крупные блоки (их иногда называют глобальными темами), выделение наиболее обобщенных идей, принципов, законов, правил, формул, справедливых для всего этого материала, запись крупных блоков материала в виде схем, сюда относятся и приемы выделения в материале обобщенных типов задач, самостоятельное построение школьниками системы задач определенного типа;

б) приемы культуры чтения (например, так называемого динамического чтения крупными синтагмами) и культуры слушания, приемы краткой и наиболее рациональной записи (выписки, план, тезис, конспект, аннотация, реферат, рецензия, общие приемы работы с книгой);

в) общие приемы запоминания – структурирование учебного материала, использование особых приемов мнемотехники с опорой на образную и слуховую память;

г) приемы сосредоточения внимания, опирающиеся на использование школьниками разных видов самоконтроля; поэтапную проверку своей работы, выделение «единиц» проверки, порядка проверки и т. д.;

Страницы: 1 2


Другое по теме:

Обучение чтению текста
Вначале несколько слов о природе чтения. Это не просто оперирование буквами, не воспроизведение графических изображений текста, а руководимое текстом говорение, воссоздание звуковой формы речевого произведения и его частей в зависимости от его базовых смысловых характеристик. Чтение в высокой степе ...

Воспитательный климат семьи
Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой. (Если Ваш ребенок видит, ...

Общая характеристика особенностей подросткового возраста
Подростковый возраст настолько своеобразен и интересен для учителя, воспитателя, что есть определенные основания рассматривать особенности этого возраста в более тесной связи с проблемами воспитания. Как уже отмечалось, успех учебно-воспитательной работы со школьниками зависит от знания и учета их ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru