Новая педагогика » Использование межпредметных связей как средство развития связной речи на уроках литературного чтения » Методические предпосылки речевого развития учащихся начальных классов

Методические предпосылки речевого развития учащихся начальных классов

Страница 7

В развитии речи нужна кропотливая работа учащихся и учителей. Систематическая работа по развитию речи обязательно приведет к успеху.

Рассказывать хорошо можно лишь о том, что хорошо знаешь и что волнует тебя. Поэтому очень важно, чтобы школьники имели достаточно материала, чтобы они могли выбирать, свободно оперировать материалом: материала у учащихся должно быть в избытке. В противном случае трудно ожидать успеха. Основные источники материала для сочинений делятся на две группы: источники непосредственного опыта учащихся и источники обобщенного, «чужого» опыта (опосредованного). Конкретизируем это разделение.

Наиболее существенный источник материала для связной речи школьников - это их жизненный опыт: их детство, их школьные годы, семья, игры и труд, их радости и печали. Иными словами, может оказаться, что учащиеся имеют достаточно материала на ту или иную тему и нет необходимости заниматься специальным сбором материала и его организацией.

Однако жизненный опыт детей очень неодинаков, индивидуален, и поэтому он не всегда удобен для организации общеклассной подготовки к рассказам и сочинениям. К тому же он еще не богат, и полагаться на жизненный опыт учащихся в обучении можно лишь частично.

Следовательно, необходимо в дополнение к опыту жизни организовывать новый опыт специально. Это делается через экскурсии, походы, прогулки, организованные наблюдения, общественную деятельность школьников, их общественно-полезный труд и т.д.

Богатый материал для развития речи учащихся дает учебный процесс: природоведение, труд, математика (составление задач по математике - это тоже сочинение, упражнение в связной речи), грамматика, чтение, изобразительное искусство, музыка. Рассматривание картины в этом случае и есть накопление материала. Однако даже материал, почерпнутый из картины, так или иначе, связывается с жизненным опытом учащихся, а также с материалом, который дает учебный процесс.

Итак, проанализировав литературу и опыт работы учителей по проблеме развития связной речи мы пришли к следующим выводам:

В жизни человек пользуется именно связной речью: он рассказывает, делает доклады, выступает на собраниях, пишет письма, статьи, отчеты, ведет свой дневник, выступает в самодеятельности, конспектирует и реферирует книги, статьи, составляет акты и протоколы, заявления и объявления, заполняет анкеты и т.п.

В методике начальной школы приняты различные упражнения по развитию связной речи, такие как: развернутые ответы на вопросы; записи по наблюдениям, ведение дневников погоды и природы, другие дневники; устный пересказ прочитанного; устные рассказы учащихся по заданной теме, по картине, по наблюдениям, по данному началу или концу и т.п.; письменные изложения образцовых текстов и т.д.

Развивать связную речь школьников - это значит прививать им ряд конкретных умений:

во-первых, умение понять, осмыслить тему, выделить её, найти границы;

во-вторых, умение собирать материал, отбирать то, что важно и отбрасывать второстепенное;

в-третьих, умение располагать материал в нужной последовательности, строить рассказ или сочинение по плану;

в-четвёртых, умение пользоваться средствами языка в соответствии с литературными нормами и задачами высказывания, а также исправлять, совершенствовать, улучшать написанное.

4. Очень важно, чтобы школьники имели достаточно материала, чтобы они могли выбирать, свободно оперировать материалом. Основные источники материала для сочинений делятся на две группы: источники непосредственного опыта учащихся и источники обобщенного, «чужого» опыта (опосредованного).

Как отмечалось выше развитие речи учащихся – это процесс длительный и сложный, требующий систематического и целенаправленного вмешательства преподавателя.

Основной задачей работы по развитию речи является вооружение учащихся умением содержательно, грамматически и стилистически правильно выражать в устной и письменной форме свои и чужие мысли.

Экспериментальное исследование проводилось в школе-гимназии №1 города Петровска-Забайкальского Забайкальского края в 4 «а» классе.

Данное исследование проходило в 2 этапа:

1. Констатирующий этап - цель которого: выявить уровень развития связной речи у учащихся четвертого класса.

2. Для проведения формирующего эксперимента была разработана программа.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 


Другое по теме:

Возможности применения социометрии в группе дошкольников
Личность, группа, коллектив, общество - явления, которые взаимосвязаны логикой развития человечества. Поэтому личность человека нельзя рассматривать вне того социального контекста, органической подсистемой которого она является. Между тем социальная среда состоит из различных элементов, играющих не ...

Общие подходы к коррекции нарушений письма у младших школьников
Из ранних работ отечественных авторов большую значимость имеют работы невропатологов Р.А. Ткачева и С.С. Мухина. По мнению С.С. Мухина психопатологической основой алексии (дислексии) и аграфии (дисграфии) является нарушение структурообразования. Автор считает, что в подавляющем большинстве случаев ...

Психодиагностика интеллектуальной готовности к обучению в школе
Интеллектуальная готовность к школьному обучению связана с развитием мыслительных процессов - способностью обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, делать выводы. У ребенка должна быть определенная широта представлений, в том числе образных и пространственн ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru