Педагогика и воспитание » Методика преподавания литературной сказки в средней школе » Литературная сказка в современной школе

Литературная сказка в современной школе

Страница 2

Сказочное начинает происходить с Алешей после того, как он жертвует самым дорогим, что у него есть (золотым империалом, подарком бабушки), ради спасения обычной черной курицы, которую кухарка хотела поймать для праздничного стола. В благодарность за свое спасение Чернушка открывает мальчику чудесный подземный мир.

У Погорельского переход к волшебству, чудесам осуществляется через детально описанную обыденность. Это дает нам право говорить о прямой связи с произведениями Гофмана. Ведь за этим стоит идея двоемирия, берущая свое начало в традициях немецкого романтизма и лежащая в основе этой сказки, как и других произведений Погорельского.

Один мир "Чёрной курицы" - это Петербург конца XVIII в., который описан крайне детально, чтобы исключить всякую мысль о его сказочной природе: перед нами мода, украшения и обстановка того времени (время действия указано с приблизительной точностью): "В то время Петербург наш уже славился в целой Европе своею красотой, хотя и далеко еще не был таким, каков теперь. Тогда на проспектах Васильевского Острова не было веселых тенистых аллей: деревянные подмостки, часто из гнилых досок сколоченные, заступали место нынешних прекрасных тротуаров".

Второй мир - это мир сказочный, в который Алеша попадает после того, как спасает Чернушку. Благодаря этому сочетанию двух начал, автор выстраивает пространственную картину мира, очерчивает хронологические и топографические контуры сюжета в конкретно-историческом, а не в условно-сказочном времени и пространстве ("Лет сорок тому назад.", т.е. примерно 90-е годы XVIII в.), что крайне схоже с конкретностью пространства и времени в гофмановском "Щелкунчике" ("Двадцать четвёртого декабря детям советника медицины Штальбаума весь день не разрешалось входить в проходную комнату, а уж в смежную с ней гостиную их совсем не пускали. В спальне, прижавшись друг к другу, сидели в уголке Фриц и Мари. ").

В сказочном мире "Черной курицы" встречаются говорящие животные, ожившие доспехи и подземные жители, которые просят Алешу никому о них не рассказывать, так как в этом случае произойдет нечто ужасное.

Так возникает мотив хрупкости и зыбкости всего, что сокрыто в детском мировосприятии, где самое страшное, что можно сделать, - это поделиться тайной с взрослыми.

Даже тогда, когда Алёша открывает взрослым тайну подземных жителей, ему никто не верит. То же происходит и в "Щелкунчике". Мари никто не верит, когда она рассказывает о войне мышей с игрушками, потому что, как известно любому ребенку, волшебство происходит не для всех, сокрывшись от чужих глаз и в первую очередь от глаз разумных взрослых.

Главная мысль сказки Погорельского - ответственность человека за свои поступки. Алеша выдаёт доверенную ему тайну, и, хотя ему никто не поверил, наказание следует незамедлительно - мальчик теряет способность, подаренную ему подземным королем, а Чернушка и все подземные жители вынуждены покинуть место, в котором провели не одно столетие.

Рассказав учителю о Чернушке и подземных жителях, Алеша лишается той части детского мира, которая основана на вере в тайну и на ожидании чудесного. О.И. Тиманова отмечая "романтическое двоемирие" сказки, "повествование которой распределяется по двум основным линиям (волшебной и реалистической)", замечает при этом, что "волшебное… в сказке дискредитируется: все, обретенное героем с помощью волшебства, приносит ему и другим только беды". В этом можно увидеть мотив взросления. Рассказав все и пережив чувство вины перед Чернушкой, Алеша обретает новый жизненный опыт, становится старше, и, прощаясь с Чернушкой, он начинает прощание с детством.

Таким образом, можно сделать вывод, что основное проявление романтической традиции сказок Гофмана в сказке А. Погорельского "Черная курица или подземные жители" заключается в ощущении двойственности бытия, когда повествование распределяется по двум основным линиям (волшебной и реальной), и несёт в себе идею разлада между идеалом и действительностью. При этом в повести Погорельского, как и в сказках Гофмана, нет четкой границы между двумя мирами, это получается благодаря тому, что и сказочный мир изображён в конкретных подробностях и деталях. "Реалистичные предметы, бытовые подробности в сказочных эпизодах (крошечные зажженные свечи в серебряных шандалах, кивающие головой китайские фарфоровые куклы, двадцать маленьких рыцарей в золотых латах, с пунцовыми перьями на шляпах) сближают два плана повествования".

Страницы: 1 2 3


Другое по теме:

Анализ реализации комплекса игр на практике
С самого начала мы решали задачи включения игр по развитию речевого дыхания детей в общую игровую деятельность. Это положительно сказывалось на ведении игры, поскольку дети привыкли играть в это время с воспитателем и новый вид игровой деятельности который, принес разнообразие в их жизнь явно вызва ...

Игровые технологии
Игра наряду с трудом и ученьем – один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования. По определению, игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправл ...

Определение понятий «учебная деятельность», «активизация учебной деятельности» в педагогической литературе
Учебная деятельность — один из основных (наряду с трудом и игрой) видов деятельности человека, специально направленный на овладение способами предметных и познавательных действий, обобщенных теоретических знаний. Усвоение (учение) является существенной характеристикой учебной деятельности, тем не м ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru