Педагогика и воспитание » Приёмы формирования толерантного сознания старшеклассников в процессе обучения истории

Приёмы формирования толерантного сознания старшеклассников в процессе обучения истории

Страница 4

Г. Английские империалисты и находящиеся у них на содержании исламские реакционеры из Османской империи стремились разжечь ненависть и вражду между Россией и народами Северного Кавказа. Их агенты подкупали горских князей и мусульманское духовенство, чтобы натравить их на русских под предлогом священной войны с неверными. Руками обманутых горцев англичане и турки рассчитывали нанести удар в спину России в ходе Крымской войны, чтобы отторгнуть Закавказье и установить там своё господство.

Народы Кавказа дорого заплатили за то, что дали себя использовать в качестве орудия в руках врагов России.

Итогами Кавказской войны девятнадцатого века стали утраты национальной независимости, подчинение горских народов власти иноверцев, политики русификации.

Черкесы, адыгеи, аварцы, чеченцы и другие давние обитатели Кавказа были поставлены перед выбором: или ассимилироваться, признать свою принадлежность к имперской нации, или воевать.

4. Другим приемом может стать прием «Неоконченные предложения». Учитель записывает на доске начало нескольких предложений, относящихся к теме занятия. Учащимся дается задание закончить эти предложения. Например:

1. Если бы я оказался на их месте, я бы попробовал …

2. Я сделаю все возможное, чтобы…

3. Я намерен (намерена) …

4. Я бы не медлил ….

5. Мы все в наше время должны уметь … и др.

При этом высказывается множество различных точек зрения. Дописанные предложения служат поводом для общей дискуссии и способствуют структурированию дальнейшей работы. Этот прием требует от старшеклассников рефлексии их позиций. С другой стороны, использование этого приема направлено на формирование общей коммуникативной толерантности, в которой просматриваются тенденции отношения к людям в целом, тенденции, обусловленные жизненным опытом, установками, свойствами характера, нравственными принципами, состоянием психического здоровья человека.

5. Для анализа проблемных ситуаций можно использовать прием «Мозговой штурм». Преподаватель записывает на доске проблему, побуждающую детей к размышлению и предлагает придумать для решения этой проблемы как можно больше идей (или ответов на вопрос) в течение заранее установленного времени. При этом преподаватель предлагает школьникам руководствоваться следующими правилами: количество важнее, чем качество; критика запрещается; пусть идеи других вдохновят вас; любая идея приветствуются, даже если она на первый взгляд кажется ошибочной или нереальной. На наш взгляд, выполнение последнего правила наиболее важно для формирования толерантности школьников.

Сначала каждый работает самостоятельно, по окончании индивидуальной работы учащиеся сравнивают свои идеи в парах. Преподаватель дает чистый плакат паре, которая нашла общую идею по решению рассматриваемой проблемы и просит записать их совместное решение. Поочередно все пары записывают свои идеи (ответы на вопросы), если такие еще не записаны предыдущими парами. На плакат могут записываться также идеи, найденные только одним из напарников, но с которыми другой партнер согласен. Проверка предположений может составить содержание занятия.

Страницы: 1 2 3 4 5


Другое по теме:

Физиологические закономерности обучения движениям школьников
Формирование произвольных движений у школьников происходит при активном участии сознания. Эффективность обучения зависит от понимания значения разучиваемых упражнений, от интереса учащихся, от соответствия методов обучения возрастным особенностям детей. Двигательная деятельность человека тесно связ ...

Особенности обучения двигательным действиям школьников
Для обучения в физическом воспитании наиболее специфичным и главным является активная двигательная деятельность учеников. Через нее проходит совершенствование физических и психических способностей ребенка. В органическом единстве с этим дети получают специальные знания о физическом воспитании. Обуч ...

Современные зарубежные дидактические системы
Современные дидактические системы, основываясь на достижениях и ошибках прошлого, выдвигали новые концепции, которые должны были решить основную задачу обучения. Современную дидактику, принципы которой лежат в основе практической педагогической деятельности, характеризуют следующие особенности: Мет ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru