Педагогика и воспитание » Приёмы формирования толерантного сознания старшеклассников в процессе обучения истории

Приёмы формирования толерантного сознания старшеклассников в процессе обучения истории

Страница 3

Но справедливость Александра Второго не умиротворила поляков, которые переходили на сторону антиправительственных сил и стремились восстановить независимость Речи Посполитой – в границах восемнадцатого столетия.

Ниже приводятся четыре текста по теме «Кавказская война», содержащих спорные и неверные суждения. Отметьте тот из них, который, на ваш взгляд, наиболее точен и предлагает наиболее правдивые оценки.

А. Стремясь к новому расширению территории, Россия в 1817 году начала агрессию на Кавказе, стремясь покорить свободолюбивые племена черкесов, чеченцев, аварцев, лезгинов. Народы Кавказа героически отстаивали свою независимость. В борьбе участвовали все – от мала до велика. Русские пытались использовать все средства – где подкуп, где военную силу, где вырубку лесов и принудительное переселение горцев на равнины.

Более четырёх лет продолжались военные действия в Чечне и Западном Дагестане, в ходе которых погибли десятки тысяч мирных жителей.

Большинство черкесов, которые сопротивлялись до 1864 года, царское правительство вынудило покинуть родные места и искать спасения в Турции, по пути куда погибли многие тысячи людей. Это была подлинная национальная трагедия, настоящий геноцид, после которого Черноморское побережье Кавказа от Анапы до Абхазии превратилось в безлюдную пустынную местность, которую русские поспешили колонизировать.

Б. Ситуация на Кавказе в начале девятнадцатого века была очень сложной. Россия стремилась подчинить Северный Кавказ и тем самым соединить свои владения на Кубани и Тереке с Закавказьем, отвоёванным к 1813 году у Турции и Ирана.

Турция при поддержке Англии хотела восстановить утраченные позиции на Кавказе и разжигала среди горцев антирусские настроения. Часть горцев предпочла жить в мире с Россией, но другие – черкесы на Западе Кавказа и часть дагестанцев и чеченцев на востоке – противились усилению русского влияния и готовы были с оружием в руках защищать свою свободу и веру.

Всё это вызвало многолетнюю и кровопролитную войну на Кавказе, в которой все стороны конфликта показали жестокость и малую способность к компромиссу. Лишь грубое насилие в конце концов сломило сопротивление горцев (но так и не решило всех проблем на Кавказе, а лишь отстрочило на время их обострение).

В. Жившие на южных рубежах империи горские народы Адыгеи, Чечни, Дагестана представляли немалую опасность для мира в этих землях. Среди них были распространены варварские обычаи, рабство, кровная месть. Занятием многих были грабительские набеги на русские селения и казацкие станицы, воровство и разбой.

После добровольного вхождения Грузии в состав России воинственно настроенные горцы препятствовали созданию нормальных связей между православными странами. Под знаменем нового течения ислама – мюридизма – местные правители (и прежде всего имам Шамиль ) развязали газават – войну против неверных.

Силы терских и кубанских казаков не могли уже сдержать горцев в повиновении. Навести порядок можно было только вооружённой силой, так как только её кавказские горцы уважали.

Под командованием Ермолова и Барятинского русские войска сломили сопротивление горцев (несмотря на помощь, которую им оказывали в своих корыстных интересах Англия и Турция) и установили на Кавказе мир и порядок. После присоединения Северного Кавказа там было уничтожено рабство и началось экономическое процветание края.

Страницы: 1 2 3 4 5


Другое по теме:

Развитие воображения у детей
Рассматривая вопрос о развитии воображения, необходимо иметь в виду, что развивающееся воображение влияет на формирование личности ребенка, ее моральных качеств, способностей. С другой стороны, складывающиеся в процессе развития свойства личности – ее характер, способности, направленность интересов ...

Особенности обучения двигательным действиям детей среднего и старшего школьного возраста
В подростковом и юношеском возрасте в связи с преобладанием отвлеченного мышления условные двигательные рефлексы на словесные сигналы образуются быстрее, чем на конкретные, предметные раздражители. Поэтому обучение движениям с преимущественным использованием словесных методов (особенно в юношеском ...

Предмет логопедии, ее становление как интегративной отрасли знаний
Логопедия — это наука о нарушениях речи, методах их выявления, устранения и предупреждения средствами специального обучения и воспитания. Логопедия исторически складывалась как интегративная область знаний о психической и, конкретнее, речевой деятельности человека, речевых и языковых механизмах, об ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru