Педагогика и воспитание » Коррекционно-логопедическая работа с детьми с нарушениями зрения » Экспериментальное исследование речи у дошкольников логопедической группы с нарушением зрения

Экспериментальное исследование речи у дошкольников логопедической группы с нарушением зрения

Страница 5

Результаты обследования позволили выделить три группы детей логопедической группы с ОНР по уровню развития грамматического строя речи (табл. 7): - Высокий уровень: У ребенка словообразование и словоизменение, понимание и употребление предложно-падежных конструкций, согласование прилагательных и глаголов с существительными развито на достаточном для данного возраста уровне. Среди дошкольников с ОНР детей с высоким уровнем развития грамматического строя речи нет.

- Средний уровень: У ребенка наблюдаются отдельные недостатки словообразования и словоизменения, ошибки употребления предложно-падежных конструкций, согласования прилагательных и глаголов с существительными. Средний уровень развития грамматического строя речи мы определили у всех дошкольников ЭГ-2.

- Низкий уровень: Словообразование и словоизменение, понимание и употребление предложно-падежных конструкций, навыки согласования прилагательных и глаголов с существительными развиты недостаточно для данного возраста, ребенок допускает множественные и грубые ошибки. Низкий уровень развития грамматического строя речи показали все дошкольники ЭГ-1.

Таблица 7 Развитие грамматического строя речи (в %)

Уровень

ЭГ-1

ЭГ-2

высокий

-

-

средний

-

100

низкий

100

-

Для обследования связной речи дошкольникам были предложены следующие задания: составить высказывание по изображенному на картинке действию, описать игрушку, пересказать текст с опорой на сюжетные картинки.

Согласно результатам обследования, связная речь у дошкольников с ОНР развита недостаточно. У детей ЭГ-1 наблюдаются грубые нарушения связности высказываний. У детей ЭГ-2 связность изложения не нарушена, однако отмечаются недостаточная развернутость высказывания, бедность и однообразность употребляемых языковых средств.

Результаты обследования позволили выделить три уровня развития связной речи у детей логопедической группы с ОНР (табл. 8):

- Высокий уровень: Предложения и рассказы этих детей связны, логичны и последовательны. В процессе выполнения задания дети используют разные виды предложений в соответствии с содержанием рассказов, употребляют разнообразные языковые средства, выдерживается грамматическая норма. Задание дети выполняют самостоятельно. Детей с высоким уровнем связной речи в логопедической группе нет.

- Средний уровень: Построение разных видов предложений и рассказов у этих детей не вызывает особых затруднений, однако причинно-следственные отношения установлены лишь частично, незначительно страдает смысловая целостность. Грамматические ошибки редки, лексический словарь достаточный. Дети при выполнении задания иногда допускают ошибки в структуре повествования, но могут их исправить после стимулирующей помощи взрослого. Средний уровень развития связной речи показали 60% дошкольников ЭГ-2.

- Низкий уровень: Дети затрудняются в установлении связей, поэтому допускают содержательные и смысловые ошибки, связность изложения значительно нарушена. При составлении рассказов пользуются простыми неполными предложениями, допускают грамматические ошибки, показывают бедность и однообразие используемых языковых средств. При выполнении задания дети нуждаются в стимулирующей помощи взрослого. Низкий уровень связной речи у всех дошкольников ЭГ-1 и 40% детей ЭГ-2.

Таблица 8 Развитие связной речи (в %)

Уровень

ЭГ-1

ЭГ-2

высокий

-

-

средний

-

60

низкий

100

40

Результаты проведенной комплексной диагностики позволили определить уровни сформированности речи детей с сочетанными зрительно-речевыми дефектами (рис. 3): - На третьем уровне сформированности речи находятся 4 ребенка — Анна Д., Семен В., Александр Т., Элина Ш. У этих детей отмечается недостаточность активного и пассивного словаря. Не сформирована предметная соотнесенность слов, не развиты обобщающие понятия. Связная речь аграмматична, ребенок пользуется одно-двухсловными предложениями. Множественные нарушения звукопроизношения.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другое по теме:

Целенаправленное преобразование информации
Все разнообразие действий производимых над информацией, по мнению Бодалева А. А., можно сгруппировать по нескольким параметрам. Искажение информации варьирует от от­кровенной лжи до частичных деформаций, таких как подтасовка фактов или смещение по семантическому полю понятия, когда, скажем, борьба ...

Упражнения для подготовки ролевой игры
Существует множество типов упражнений для подготовки ролевой игры. Учитель может выбрать наиболее подходящий для своего класса в зависимости от опыта учащихся. Для неуверенных в себе учеников можно использовать «разогревающее» пантомимического характера упражнения для того, чтобы ученики могли почу ...

Развитие школьного исторического образования, использование активных методов обучения истории конца XIX- нач. XX века
Начало XX века в мире ознаменовалось резким ростом промышленности, экономики, приобрели некую динамичность социальные и глобальные процессы. Многие европейские державы вступили на новую ступень своего развития, и Российская империя не была исключением. К этому времени в России происходит значительн ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru