Педагогика и воспитание » Коррекционно-логопедическая работа с детьми с нарушениями зрения » Экспериментальное исследование речи у дошкольников логопедической группы с нарушением зрения

Экспериментальное исследование речи у дошкольников логопедической группы с нарушением зрения

Страница 5

Результаты обследования позволили выделить три группы детей логопедической группы с ОНР по уровню развития грамматического строя речи (табл. 7): - Высокий уровень: У ребенка словообразование и словоизменение, понимание и употребление предложно-падежных конструкций, согласование прилагательных и глаголов с существительными развито на достаточном для данного возраста уровне. Среди дошкольников с ОНР детей с высоким уровнем развития грамматического строя речи нет.

- Средний уровень: У ребенка наблюдаются отдельные недостатки словообразования и словоизменения, ошибки употребления предложно-падежных конструкций, согласования прилагательных и глаголов с существительными. Средний уровень развития грамматического строя речи мы определили у всех дошкольников ЭГ-2.

- Низкий уровень: Словообразование и словоизменение, понимание и употребление предложно-падежных конструкций, навыки согласования прилагательных и глаголов с существительными развиты недостаточно для данного возраста, ребенок допускает множественные и грубые ошибки. Низкий уровень развития грамматического строя речи показали все дошкольники ЭГ-1.

Таблица 7 Развитие грамматического строя речи (в %)

Уровень

ЭГ-1

ЭГ-2

высокий

-

-

средний

-

100

низкий

100

-

Для обследования связной речи дошкольникам были предложены следующие задания: составить высказывание по изображенному на картинке действию, описать игрушку, пересказать текст с опорой на сюжетные картинки.

Согласно результатам обследования, связная речь у дошкольников с ОНР развита недостаточно. У детей ЭГ-1 наблюдаются грубые нарушения связности высказываний. У детей ЭГ-2 связность изложения не нарушена, однако отмечаются недостаточная развернутость высказывания, бедность и однообразность употребляемых языковых средств.

Результаты обследования позволили выделить три уровня развития связной речи у детей логопедической группы с ОНР (табл. 8):

- Высокий уровень: Предложения и рассказы этих детей связны, логичны и последовательны. В процессе выполнения задания дети используют разные виды предложений в соответствии с содержанием рассказов, употребляют разнообразные языковые средства, выдерживается грамматическая норма. Задание дети выполняют самостоятельно. Детей с высоким уровнем связной речи в логопедической группе нет.

- Средний уровень: Построение разных видов предложений и рассказов у этих детей не вызывает особых затруднений, однако причинно-следственные отношения установлены лишь частично, незначительно страдает смысловая целостность. Грамматические ошибки редки, лексический словарь достаточный. Дети при выполнении задания иногда допускают ошибки в структуре повествования, но могут их исправить после стимулирующей помощи взрослого. Средний уровень развития связной речи показали 60% дошкольников ЭГ-2.

- Низкий уровень: Дети затрудняются в установлении связей, поэтому допускают содержательные и смысловые ошибки, связность изложения значительно нарушена. При составлении рассказов пользуются простыми неполными предложениями, допускают грамматические ошибки, показывают бедность и однообразие используемых языковых средств. При выполнении задания дети нуждаются в стимулирующей помощи взрослого. Низкий уровень связной речи у всех дошкольников ЭГ-1 и 40% детей ЭГ-2.

Таблица 8 Развитие связной речи (в %)

Уровень

ЭГ-1

ЭГ-2

высокий

-

-

средний

-

60

низкий

100

40

Результаты проведенной комплексной диагностики позволили определить уровни сформированности речи детей с сочетанными зрительно-речевыми дефектами (рис. 3): - На третьем уровне сформированности речи находятся 4 ребенка — Анна Д., Семен В., Александр Т., Элина Ш. У этих детей отмечается недостаточность активного и пассивного словаря. Не сформирована предметная соотнесенность слов, не развиты обобщающие понятия. Связная речь аграмматична, ребенок пользуется одно-двухсловными предложениями. Множественные нарушения звукопроизношения.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другое по теме:

Констатирующий срез знаний учеников по теме: «Периодический закон Д.И. Менделеева и строение атомов»
Задача 1. В какой группе и в каком периоде периодической системы элементов Д.И. Менделеева находится элемент с порядковым номером 42? Решение. Расположение элементов в периодической системе в соответствии со строением их атомов следующее: в первом периоде 2, во втором 8, в третьем 8. Третий период ...

Методика определения физических качеств и навыков
1. Тесты для определения скоростных качеств Бег на 10 метров хода (тест позволяет оценить скоростные качества ребенка и его реакцию). На асфальтированной дорожке намечаются линии старта и финиша. За линией финиша (в 6-7 м от нее) ставится ориентир (яркий предмет- кегля, кубик), для того, чтобы ребе ...

Особенности функционирования сердечно-сосудистой и дыхательной систем подростков 13 - 14 лет
Важнейшей системой организма, определяющей физическую и умственную работоспособность детей, является сердечно-сосудистая система Показателем исходного состояния сердечно-сосудистой системы (ССС) является частота сердечных сокращений - ЧСС. ЧСС является одним из наиболее лабильных показателей гемоди ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru