Педагогика и воспитание » Коррекционно-логопедическая работа с детьми с нарушениями зрения » Коррекционно-логопедическая работа с детьми

Коррекционно-логопедическая работа с детьми

Страница 4

Используются традиционные цветные символы для обозначения звуков: красный — гласный звук, синий — твердый согласный, зеленый — мягкий согласный. Логопед может использовать кружки или фишки, различающиеся не только по цвету, но и по структуре поверхности (тактильно), так как близкое расположение цветов, близких по спектру, может давать слияние этих цветов и их изменение (синий-зеленый).

Ежедневное проведение артикуляционной гимнастики, упражнения для исправления произношения, заучивание стихотворений также создают основу для преодоления нарушения речи.

Из-за сниженной остроты зрения, нарушенной функции цветоразличения, бинокулярности, стереоскопичности и глазодвигательной функции у детей снижается скорость, точность, полнота зрительного анализа и синтеза. В результате этого дети с нарушениями зрения не всегда правильно понимают взаимосвязи и взаимозависимости в предметном мире (Чашка упала, потому что разбилась). Они затрудняются в классификации и дифференцировке предметов по их общим отличительным или специфическим свойствам (Что бывает зеленого цвета? Расскажи про апельсин, какой он?). Дети с нарушениями зрения очень часто испытывают трудности при описании предмета, составлении последовательного рассказа по серии сюжетных картинок, при пересказе, и тем более затрудняются в собственном речевом творчестве. Все перечисленные трудности обусловлены недостаточностью конкретной информации об окружающем их реальном мире предметов, явлений.

Логопед в своей работе должен осуществлять специальную коррекционную работу по обогащению зрительных впечатлений о предметном мире, демонстрируя пособия, отражающие соотнесение формы фигур с реальными предметами, конкретизируя тем самым предметные представления детей. Все задания при этом должны предусматривать словесное обозначение объектов окружающего мира и их основных характеристик: "Что это? На какую геометрическую фигуру похоже? Какого оно цвета?".

Работа с детьми по развитию зрительно-пространственных восприятий направлена на формирование зрительной памяти, умения выделять части предмета, сравнивать два предмета, располагать предметы в определенном порядке, последовательно переводить взгляд при назывании предметов слева направо.

Для развития зрительной ориентировки и глазодвигательных функций детей учат последовательно называть картинки, выкладывать их в ряд слева направо, переходя на нижний ряд возвращать взгляд на первую картинку слева. Логопед должен использовать в коррекционной работе задания, требующие прослеживания элементов в ряду: "Какой предмет по счету?", "Назвать все красные предметы", "Перечислить только фрукты" и т.д.

Широкие возможности для развития зрительно-пространственной ориентировки представлены в логопедической работе в разделе изучения предложно-падежных конструкций. В процессе усвоения предлогов (на, над, под, из, из-за, из-под, с(со), к) и таких понятий, как "выше — ниже", "дальше — ближе", "слева — справа", "близко — далеко", ребенок учится относительно адекватно отражать окружающее пространство.

Нарушение процесса развития зрительного восприятия осложняет формирование чувственно-практического опыта ребенка. В тех видах деятельности, где необходимо участие зрения, у детей наблюдается быстрая утомляемость, отвлекаемость. У детей проявляется неуверенность в своих силах, снижается стремление доводить начатое дело до конца. Для профилактики утомления, активизации внимания, повышения работоспособности логопеду необходимо использовать разгрузочные упражнения с элементами релаксации и глазной гимнастики, а также предусмотреть смену видов деятельности на занятии.

Страницы: 1 2 3 4 5


Другое по теме:

Русская историко-методическая мысль конца ХIХ – начала ХХ вв. о целях и задачах школьного исторического образования
В конце ХIХ – начала ХХ вв. усилившиеся в России модернизационные процессы затронули и сферу образования, развивавшуюся в этот период с небывалой для него быстротой и силой. Основными факторами этого развития были резко возросшие потребности страны в образовании, общественная деятельность в области ...

Предмет и задачи тифлопедагогики
Тифлопедагогика (от греч. typhlos — слепой) — наука о воспитании и обучении лиц с нарушением зрения. В зависимости от степени нарушения зрения они делятся на слепых и слабовидящих. Слепота и слабовидение с точки зрения специальной педагогики представляют собой категорию психофизических нарушений, п ...

Диагностика игровой деятельности умственно отсталых детей
Для выявления уровня развития игровой деятельности у детей был использован такой метод исследования как наблюдение. Были использованы следующие методики: диагностика игровой деятельности по Г.А. Уруптовой и диагностика уровня развития игровой деятельности по Д.Б. Эльконину. Исследование проводилось ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru