Педагогика и воспитание » Коррекционно-логопедическая работа с детьми с нарушениями зрения » Коррекционно-логопедическая работа с детьми

Коррекционно-логопедическая работа с детьми

Страница 3

В процессе коррекционной работы следует обеспечить развитие и активное включение в процесс познания сохранных анализаторов, поскольку они являются средствами компенсации как речевой, так и зрительной недостаточности.

Чем ниже острота зрения у ребенка, тем более активно должны включаться сохранные анализаторы (слух, обоняние, осязание). Например, можно предложить ребенку сосчитать, сколько звуков прозвучало на музыкальном инструменте или было произнесено; на ощупь определить название буквы, сосчитать, сколько звуков в слове. В научных исследованиях отмечается, что дети с нарушениями зрения значительно менее внимательны при прослушивании заданий. Им требуется многократное повторение инструкции (от 2 до 6 раз). Необходимость этого объясняется рассеянностью, низким уровнем произвольности, повышенной возбудимостью, замедленностью зрительного анализа и синтеза, недостаточностью зрительного контроля, общей заторможенностью осуществления различных предметно-практических и умственных действий, снижением объема памяти.

Поэтому важнейшим звеном всей системы коррекционной работы являются игры и упражнения, способствующие развитию слухового внимания.

Поскольку речь детей с нарушениями зрения не наполнена предметным содержанием, детей необходимо учить соотносить слово с конкретным образом, признаком, свойством. Для этого детей просят оречевлять все свои действия — проговаривать, комментировать.

Поэтапный способ объяснения и показа облегчает процесс овладения детьми практическими навыками и умениями, а также формирует умения осмысливать процесс работы и передавать его словом. Логопед показывает, что нужно делать, дети одновременно с ним выполняют действие, затем анализируют выполненное задание. Например, при звуковом анализе логопед сначала проговаривает слово, потом вместе с детьми называет звук и ставит фишку, дети выкладывают фишки у себя на столе.

Обучение грамоте детей с нарушениями зрения проводится также звуковым аналитико-синтетическим методом и определяет работу с основными элементами языка (предложение — слово — слог — звук). Однако эта работа имеет ярко выраженную коррекционную направленность. Дети не только учатся чтению и письму, но и в процессе бесед, наблюдений получают "живые" впечатления об окружающей действительности, обогащающие их словарь и речь в целом.

Формирование навыков звукового анализа начинается с умения различать неречевые звуки (шум машины, шуршание листьев, шум ветра). В дальнейшем переходят к анализу речи.

Неправильное звукопроизношение, смешение звуков в значительной мере задерживают возникновение артикуляционных образов в коре головного мозга. Во многих пособиях по автоматизации звуков картинки расположены рядами, логопед помогает ребенку найти и назвать нужную картинку, показывает ее указкой.

Деление слов на слоги сопровождается отбиванием такта рукой; как варианты — слово "прошагивают", "пропрыгивают".

Выделение первого и последнего звука, различение гласных и согласных звуков, воспитание фонематического слуха тесно связано с развитием артикуляционного аппарата, так как четкость кинестетических раздражений, их сила создают благоприятные условия для улучшения звукового анализа.

Страницы: 1 2 3 4 5


Другое по теме:

Активный отдых и физическое развитие
Для того чтобы стать сильным, ловким, выносливым и работоспособным, необходимо заниматься физкультурой и спортом, правильно организовывать свой отдых. Здоровый человек способен выполнять, не уставая, каждодневные физические упражнения. Регулярные физические нагрузки позволяют людям сохранить здоров ...

Организация теоретического обучения образовательного учреждения
В ГБОУСПО СО ППК для проведения профессиональной подготовки имеется необходимая техника и оборудование. Оборудование и оснащение учебных помещений, комплексное обеспечение учебными, методическими пособиями, наличие технических средств обучения, дидактическое оснащение учебного процесса полностью об ...

Социокультурные основы специального образования
Концепция Социальной реабилитации человека с ограниченными возможностями, распространенная до Середины ХХ в. как за рубежом, так и в нашей стране, сформировалась в конце ХIХ — начале ХХ в. под влиянием философии Ценности (В.Штерн, А. Мессер, Г. Риккерт). В ее основе лежала идея о социальной полезно ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru