Педагогика и воспитание » Реализация принципа наглядности средствами аудиовизуальных средств отображения информации в преподавании информатики » Сущность принципа наглядности

Сущность принципа наглядности

Страница 4

5. С целью концентрации внимания учащихся необходимо руководить их наблюдениями. Прежде чем демонстрировать наглядное пособие, нужно разъяснить цель и последовательность наблюдения, предупредить о каких-то побочных, несущественных явлениях;

Наглядные пособия сами по себе в процессе обучения никакой особой роли не играют, они эффективны только в сочетании со словом учителя. Очень часто принцип наглядности воспринимается педагогами как необходимость непосредственных наблюдений учащимися за определенными явлениями. Однако не всякое восприятие и не всегда продуктивно, оно может быть таковым только при активном мышлении, при возникновении вопросов и стремлении учащихся найти на них ответы. Еще Н. Пирогов в свое время отмечал, что «ни наглядность, ни слово сами по себе, без умения с ними обращаться как надо . ничего путного не сделают» .

Существуют разные способы сочетания слова и наглядности, которые подробно проанализированы и обобщены Л.В. Занковым в его книге «Наглядность и активизация учащихся в обучении». Наиболее типичными из них являются:

при помощи слова учитель сообщает сведения об объектах и явлениях и потом, демонстрируя соответствующие наглядные пособия, подтверждает правдивость своей информации;

при помощи слова учитель руководит наблюдениями учащихся, а знания о соответствующих явлениях они приобретают в процессе непосредственного наблюдения за этим явлением.

Очевидно, что второй способ более эффективен, нежели первый, так как он ориентируется на активизацию деятельности учащихся, но чаще всего используется именно первый. Это объясняется тем, что первый способ более экономичен по времени, он проще для учителя и требует меньшего времени при подготовке к занятиям.

С одной стороны, наглядность может быть использована с целью обогащения чувственного опыта учащихся. С другой стороны, наглядность может использоваться лишь для разъяснения сущности явления. Когда младших школьников мы обучаем счету, то не нужны плакаты с красивыми корабликами или самолетами, здесь необходимы плакаты с обычными карандашами, так как в противном случае мы привлечем внимание детей не к количеству предметов, не к счету, а к самолетикам, к самой картинке. Таким образом, обучение с использованием средств наглядности требует от учителя рациональной организации уроков.

Страницы: 1 2 3 4 


Другое по теме:

Прогноз положительных результатов реализации программы
1) повышение качества обучения, которое может быть выражено: • увеличением количества учащихся, занимающихся на «4» и «5»; • увеличением количества участников и победителей городских, областных, всероссийских исследовательских конференций, конкурсов; • увеличением количества победителей предметных ...

Методика изучения свойств степеней и логарифмов. Введение определения показательной школе показательной функций, ее свойства и их приложения
Ознакомление учащихся с показательной и логарифмической функциями начиная с изучения свойств степеней и логарифмов. Курс алгебры знакомит учащихся с понятием степени с рациональным показателем. Таким образом для любого основания степени (где , ). Можно построить функцию: , , область определения кот ...

Методология и принципы построения работы
Методология ознакомления дошкольников с родным краем базируется на конкретных научных подходах. Системный подход – важнейшее условие разработки и реализации содержания и технологии – представлен на разных уровнях: Окружающий мир – как система взаимодействия человека с миром природы, с социальным ми ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru