Педагогика и воспитание » Генезис и особенности исторического образования в конце XVIII - начале XX в » Реформаторски-экспериментальные поиски форм и методов исторического образвания на рубеже XIX–XX вв

Реформаторски-экспериментальные поиски форм и методов исторического образвания на рубеже XIX–XX вв

Страница 6

На съездах с критикой официальных программ, учебников выступали известные ученые-историки, учителя-практики, педагоги. Так, на съезде учителей, состоявшемся в конце 1906 – начале 1907 г. в Петербурге, историки М.Н. Коваленский, Р.Ю. Виппер, Я. Овсянников предложили изменить построение курсов истории в школе, взяв за основу научный метод познания. Серьёзный вклад в развитие школьного исторического образования внёс известный историк Н.И. Кареев, возглавлявший историко-педагогическую секцию Исторического общества при Петербургском университете. Статьи, методические рекомендации, написанные им для учителей, давали понимание, что знакомство в школе с историей как общеобразовательным предметом должно стать началом глубокого осмысленного изучения истории как науки.

Состоявшийся в 1914 г. съезд деятелей по народному образованию вернулся к вопросу об историческом образовании в школе. С докладом выступал получивший известность своими демократическими взглядами учитель А.В. Знаменский, видевший главную задачу школы в том, чтобы вырастить человека и гражданина. Он подчёркивал, что в решении столь важной задачи история играет первостепенную роль, потому что именно она вводит учащихся в мир человеческой жизни. Её связь с другими науками способствует реализации межпредметных связей, расширяя кругозор учащихся, определяя тем самым значимость этой дисциплины как предмета изучения. Он отметил такие важные моменты, как воздействие истории на развитие памяти, формирование умения составлять общее из частного, делать сравнения, развивать аналитическое мышление.

И если официальная педагогика смотрела на историю как на калейдоскоп биографий и имён, то А.В. Знаменский во главу истории ставил народ, общественное и государственное устройство, считая, что изучение именно этих важных моментов помогает учащимся прослеживать процессу развития, обусловленного различного рода причинами.

Таким образом, из всего выше изложенного наглядно видно, что в жизни школы находили отражение проблемы, волновавшие российское общество в начале XX в. Актуальность проблемы подчёркивалась остротой борьбы, развернувшейся в обществе между сторонниками устаревших педагогических принципов и новым направлением, выступавшим за утверждение демократических начал в образовательной политике государства.

Борьба между сторонниками официальной и прогрессивной общественно – педагогической мысли была одним из условий рождения новых идей, творческих поисков в решении насущных проблем российского общества в начале XX в.

В 1916 году Россия вновь возвращается к идее обязательного обучения, инициатором которого стал министр народного просвещения граф П.Н. Игнатьев. В своей докладной записке императору, датированной 19 августа 1916 г., П.Н. Игнатьев указывал, что «повсеместно осуществить обучение всех без исключения детей школьного возраста является трудно достижимым без наличия закона об обязательном обучении. Не считая ныне возможным распространять обязательность обучения по пределу всей Российской империи, министерство народного просвещения, вместе с тем, полагало бы вполне благовременным введение ее теперь в тех местностях, которые окажутся для этого достаточно подготовлены; мера эта дала бы необходимый опыт для соответственных мероприятий в дальнейшем»!

Проект реформы, предложенный П.Н. Игнатьевым, остался нереализованным.

Существенной особенностью системы образования в России в начале XX в. являлась её двойственность. Это выражалось в том, 'что параллельно светской школе развивалась школьная система, непосредственно подчиненная духовенству: помимо специальных учебных заведений, в которых готовились служители культа, церковь создавала и руководила школами грамоты, церковноприходскими школами и епархиальными училищами. Обязательным учебным предметом во всех типах школ, как церковных, так и светских, был Закон Божий.

Специфическими особенностями системы народного образования в рассматриваемый период являлись:

– тяжелое социально-экономическое положение бедноты, что привело к отставанию по уровню грамотности России от западноевропейских стран; – сохранение антидемократического сословного характера системы народного просвещения, что проявлялось в отсутствии преемственности между начальными (народными) школами и гимназией. Это обстоятельство, помимо материальных трудностей, создавало серьезные препятствия для получения среднего образования детьми рабочих и крестьян. Что же касается образовательных программ всех типов учебных заведений России, то они включали изучение истории как всемирной, так и российской.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11


Другое по теме:

Карандаш цветной
Цветные карандаши существуют почти так же давно, как и простые графитные. Карандаши цветные - идеальное средство для овладения секретами цвета. Ими пользовались великие колористы и знаменитые иллюстраторы. Они позволяют решать живописные задачи без лишних усилий. Цветными карандашами также можно до ...

Система упражнений комбинаторного характера
Обучение решению комбинаторных задач проходит в три этапа, которые описаны во второй главе. На 1 этапе могут быть предложены следующие задачи. У Маши было 3 цветка: фиалка, нарцисс и тюльпан. Она выкопала три лунки. Нарисуй, как по-разному можно посадить эти цветы, если лунки расположены в один ряд ...

Предметные области современной специальной педагогики
Современная специальная педагогика состоит из предметных областей, которые исторически сформировались в связи с традиционно существующей системой специальных образовательных учреждений дня детей с особыми образовательными потребностями. В начале ХХ в. эти предметные области только складывались, сег ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru