Педагогика и воспитание » Генезис и особенности исторического образования в конце XVIII - начале XX в » Борьба демократической и охранительных тенденций в курсах школьной истории X IX в

Борьба демократической и охранительных тенденций в курсах школьной истории X IX в

Страница 4

В своих работах М.Н. Карамзин описывал деятельность монархов, духовенства, знати. По его мнению, история должна служить политическому наставлению нравоучению подрастающего поколения в духе преклонения перед престолом и уважительного отношения к феодально-крепостническим порядкам: «Самодержавие основало и воскресило Россию, Россия основывалась победами и единоначалием, гибла от разновластия, а спасалась мудрым самодержавием. Безопасней поработить людей, нежели дать им не вовремя свободу».

Отечественная война 1812 года и вызванный ею патриотический подъём усилили в России интерес к истории настолько, что даже тогдашний попечитель Петербургского учебного округа С.С. Уваров в 1813 году был вынужден признать, что в гимназиях «следует развернуть огромную картину исторических наук». 3

Однако наметившейся сословный подход распространения просвещения свидетельствует о непоследовательности, половинчатости позиций правящих кругов в этом вопросе, так как воплощение в жизнь прогрессивных идей эпохи Просвещения в феодальной самодержавной России зависело от наличия материальной базы реформ.

Приходские училища могли рассчитывать лишь на щедрость общества, как, впрочем, и уездные, т.к. финансирование от казны носило чисто символический характер. Отчисления из бюджета на нужды всего народного образования были мизерными и имели тенденцию к сокращению: 1804 г. -2,3%, 1809 – 1,3%, 1812 – 0,8%, 1815 – 0,9%, 1818 – 0,9%.4 Совершенно очевидно, что главную ставку правительство делало на средства городских и сельских обществ и благотворительность граждан.

В 1811 г. учреждается должность почетных смотрителей уездных училищ из местных помещиков, «наиболее расположенных к наукам и могущих по своей щедрости и достатку споспешествовать выгодам училищ». Указом 1816 г. устанавливается категория морального поощрения благотворителей – от занесения фамилии в книгу училища до вывешивания портрета.

Важным фактором в развитии начального образования являлась позиция правящих кругов. Устранившись по возможности от материальных затрат, правительство тем не менее пристально следило за тем, что и как преподают. В основе этого интереса лежало понимание, что начальные народные училища являются существенным элементом народного образования, если же правительство потеряет над ним контроль, то вся система просвещения может оказаться под влиянием различных идей, зачастую не совпадающих с интересами государства, власти и общества, что в конечном итоге может негативно сказаться на сохранении стабильности существующего строя.

«Истинное просвещение» и «воспитание народа» в разное время понимались по-разному. Эпоха Александра І в этом отношении неоднозначна. Первое ее десятилетие восприняло либеральные идеи и понятия XVIII в.: взгляд на просвещение как средство воспитания благонамеренных подданных; понятие о нравственности, развитое в книге «О должностях человека и гражданина» Екатерины И. После 1812 года начался постепенный отход от либерализма. В области просвещения наметился отказ от идей начала века. Сменился состав Министерства: умер М.Н. Муравьев, П.А. Строганов ушел на военную службу, Ф.И. Клингер, изменив прежним убеждениям, отказался от своих сочинений, признав их вредными.

С 1811 г. Министерство возглавил А.К. Разумовский, на которого определенное влияние оказал его друг граф Жозеф де Местр – французский публицист, иезуит. Он проповедовал идеи сокращения просвещения простого народа, ограничения образования путем отмены предметов, которые могли толковать субъективно, – истории, географии, этики. 1 Возможно, под влиянием этих взглядов обстановка в начальной школе постепенно стала меняться в сторону усиления охранительности. Значительные изменения в политике просвещения произошли в 1816–1817 гг., когда пост Министра занял обер-прокурор синода А.Н. Голицын, а с 1817 г. Министерство было объединено с комитетом по делам всех вероисповеданий и получило название Министерства духовных дел и просвещения. Данный факт можно считать началом II периода в развитии школьного исторического образования в XIX в., реакционного. В манифесте от 24 октября 1817 г. целью деятельности Министерства объявлялось достижение «постепенного и спасительного согласия между… христианским благочестием, просвещенностью умов и существованием гражданским». 2 В состав Министерства вошли люди, настроенные враждебно к идеям реформаторов начала века. Новое поколение было представлено такими людьми крайних взглядов, как попечители учебных округов: Л.М. Магницкий, Д.П. Рунич, А.С. Струдза. По свидетельству С.Ф. Рождественского, люди, ставшие у кормила просвещения, в пристрастии просветительским идеям увидели «источник разного рода политических потрясений и религиозных смут». Теперь народное просвещение должно было стать «почвой для борьбы против либерализма, а школа – орудием политики».

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9


Другое по теме:

Диагностика состояния агрессии
Термин "агрессия" чрезвычайно часто употребляется сегодня в самом широком контексте и поэтому нуждается в серьезном "очищении" от целого ряда наслоений и отдельных смыслов. Различные авторы в своих исследованиях по-разному определяют агрессию и агрессивность: как врожденную реак ...

Конспект урока по теме: «S-элементы и их соединения с элементами экологизации»
Цель: изучить общую характеристику S-элементов ПСХЭ Задачи: Образовательные: 1. изучить общую характеристику S-элементов 2. раскрыть химизм действия важных лекарственных препаратов, биологической роли s-элементов 3. прогнозировать токсичность действия соединений s-элементов. Развивающие: 1.закрепит ...

История возникновения и развития тестовой формы контроля знаний
Наилучшей формой представления заданий итоговой проверочной работы считается тестовая. Тесты стали использоваться в социологии, психологии и педагогике во второй половине прошлого века. Сам термин был введен Ф. Гальтоном. Важный шаг в распространении тестов был сделан бостонскими школами, заменивши ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru