Педагогика и воспитание » Приемы понимания художественного текста на уроках литературного чтения » Работа с текстом в современной начальной школе

Работа с текстом в современной начальной школе

Страница 3

Выбор такого приема для первичного восприятия аргументируется несовершенством навыка чтения детей младшего школьного возраста. Однако на поздних этапах обучения чтению (III-IV класса) могут быть использованы и другие приёмы: чтение текста специально подготовленными детьми; чтение текста детьми по цепочке; комбинированное чтение – когда учитель и вызванные ученики читают текст попеременно.

Практика убеждает в том, что некоторые тексты целесообразно читать на фоне музыки. Это усиливает степень воздействия произведения, способствует эстетическому развитию учащихся.

Проверка первичного восприятия – это уяснение учителем эмоциональной реакции детей на произведение и их понимания общего смысла произведения. Самый удобный прием для этого – беседа. Однако число вопросов, обращенных к детям, должно быть не велико: три – четыре, не более. При этом в беседу не должны включаться вопросы, выясняющие подтекст произведения. Беседа после первичного восприятия, прежде всего должна прояснить и закрепить первичные читательские впечатления детей. Например, можно обратиться к детям с вопросами:

- Понравилось ли вам произведение?

- Что особенно понравилось?

- Когда было страшно?

- Что вызвало ваш смех?

- Когда героя было жалко?

- А было ли вам стыдно за героя?

- Какой момент рассказа вам показался самым интересным? Почему? (или: Какая часть рассказа вам запомнилась больше всего? Какую картину вы наиболее ярко представили, слушая рассказ?)

- Кто из героев вам особенно понравился? Что вас привлекло в этом человеке? С кем из действующих лиц вы хотели бы поспорить? С чем именно вы не согласны?

- Когда вам было особенно радостно (или грустно)? И т. п.

Беседа после первого чтения ставит целью, с одной стороны, выяснить, какое впечатление произвело произведение на учащихся, а с другой — заинтересовать детей в анализе текста и тем самым создать условия для активной работы на уроке. Руководствуясь указанными целями, учитель ставит вопросы, побуждающие детей высказать свое общее впечатление.

Ответы должны показать учителю качество восприятия произведения детьми и быть ориентиром для анализа произведения. В некоторых случаях такая беседа может завершиться проблемным вопросом. Поиск ответа на него сделает анализ произведения естественным и необходимым процессом. Ответы детей на проблемный вопрос могут быть разными, но именно этот факт и влечет за собой чтение и обдумывание произведения.

Вопросы учителя после первого чтения могут быть исходными для анализа произведения. Примеры подобных вопросов: «Почему старик отказался разбить камень?» (А. Гайдар. «Горячий камень», III класс); «Почему автор пишет в конце рассказа, что ему было приятно познакомиться с этим мальчиком?» (Л. Пантелеев. «Честное слово», III класс).

Следующим этапом работы над художественным произведением является анализ. Современная методика чтения художественного произведения предполагает обязательный анализ текста в классе под руководством учителя. Такой принцип работы, во-первых, имеет исторические корни, во-вторых, обуславливается особенностями художественной литературы как вида искусства, в-третьих, диктуется психологией восприятия художественного произведения младшими школьниками.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Другое по теме:

Контролирующие задания по теме «Водород»
1.Из каких частиц состоят ядра а) протия, б) дейтерия, в) трития? 2.Сравните энергию ионизации атома водорода с энергией ионизации атомов других элементов. К какому элементу по этой характеристике водород ближе всего? 3.Проделайте то же для энергии сродства к электрону 4.Сравните направление поляри ...

Организация теоретического обучения образовательного учреждения
В ГБОУСПО СО ППК для проведения профессиональной подготовки имеется необходимая техника и оборудование. Оборудование и оснащение учебных помещений, комплексное обеспечение учебными, методическими пособиями, наличие технических средств обучения, дидактическое оснащение учебного процесса полностью об ...

Коррекционно-педагогическая работа по развитию речевого дыхания
Дыхание - одна из функций жизнеобеспечения человека. Процесс физиологического дыхания в норме осуществляется ритмично, глубина дыхания соответствует потребностям организма в кислороде. Вдох является более активной фазой дыхания, чем выдох. При вдохе мышцы диафрагмы сокращаются, оттесняя органы брюш ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru