Педагогика и воспитание » Приемы понимания художественного текста на уроках литературного чтения » Работа с текстом в современной начальной школе

Работа с текстом в современной начальной школе

Страница 1

Организацию работы по осмыслению литературного произведения М.С. Васильева, М.И Оморокова, Н.Н. Светловская представили в схеме, в основу которой положены законы восприятия произведения, психологические особенности его понимания детьми с учетом целей и средств обучения.

Таблица 1. Осмысление учащимися литературного произведения

Этап работы

Приемы работы

I.

Подготовка к чтению.

Введение в тему.

Слово учителя или беседа

II.

Первичное целостное

восприятие произведения.

Чтение в слух (I класс) или ''про себя'' (II-III классы), чтение учителя.

III.

Проверка первичного восприятия.

Ответы на вопросы, выясняющие представление о прочитанном.

IV.

I ступень анализа –

понимание фактического содержания

Последовательное чтение текста учащимися и комментирование его содержания с помощью учителя.

V.

II ступень анализа – понимание главных мыслей, чувств героев, оценка поступков.

Анализ картин или смысловых частей текста с помощью выборочного чтения и ''словесного рисования'' по воображению.

VI.

Синтез – целостное восприятие на более глубокой основе (целостное осмысление идейно-образной стороны произведения).

Самостоятельная оценка учащимися прочитанного. Выражение отношения к прочитанному в высказываниях. Выразительное чтение.

У каждой части свои задачи и способы их решения. Рассмотрим их поподробнее.

Первичный синтез (Подготовительная работа над текстом).

Многочисленными исследованиями установлено и неоднократно подтверждено школьной практикой, что для правильного восприятия содержания произведения учащимся необходимо иметь определенный запас жизненных представлений, определенный круг конкретных знаний о действительности. Поэтому естественно, что если этих знаний нет (или они недостаточны), то чтению произведения должна предшествовать работа, направленная на обогащение и уточнение представлений детей.

Задачи подготовительной работы:

расширить представления учащихся о явлениях, событиях, изображенных в произведении, сообщить новые сведения и тем самым содействовать сознательному восприятию текста, созданию условий для того, чтобы учащиеся могли соотнести факты художественного произведения с тем, что им приходилось наблюдать в жизни;

познакомить с жизнью писателя, создать интерес к писателю как человеку, к его творчеству;

подготовить к эмоциональному восприятию произведения;

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другое по теме:

Особенности и роль наглядного обучения в решении образовательно-воспитательных задач на уроках истории
Наглядным называется такое обучение, при котором представления и понятия формируются у учащихся на основе непосредственного восприятия изучаемых явлений или с помощью их изображений. Применяя наглядность, преподаватель вносит в обучение чрезвычайно важный момент – живое созерцание, которое, как изв ...

Дидактические основы активизации познавательной деятельности
Как уже говорилось выше, ведущим видом деятельности для младших школьников является учение, поэтому следует искать возможности повышения их активности в этом процессе, что будет способствовать не только улучшению качества общеобразовательной подготовки учащихся, но и формированию активной личности ...

Разработка проблемы игровой деятельности у детей дошкольного возраста
Игра – один из тех видов детской деятельности, которой используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируется те стороны психики, от которых в последствии будут зав ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru