Педагогика и воспитание » Приемы понимания художественного текста на уроках литературного чтения » Работа с текстом в современной начальной школе

Работа с текстом в современной начальной школе

Страница 1

Организацию работы по осмыслению литературного произведения М.С. Васильева, М.И Оморокова, Н.Н. Светловская представили в схеме, в основу которой положены законы восприятия произведения, психологические особенности его понимания детьми с учетом целей и средств обучения.

Таблица 1. Осмысление учащимися литературного произведения

Этап работы

Приемы работы

I.

Подготовка к чтению.

Введение в тему.

Слово учителя или беседа

II.

Первичное целостное

восприятие произведения.

Чтение в слух (I класс) или ''про себя'' (II-III классы), чтение учителя.

III.

Проверка первичного восприятия.

Ответы на вопросы, выясняющие представление о прочитанном.

IV.

I ступень анализа –

понимание фактического содержания

Последовательное чтение текста учащимися и комментирование его содержания с помощью учителя.

V.

II ступень анализа – понимание главных мыслей, чувств героев, оценка поступков.

Анализ картин или смысловых частей текста с помощью выборочного чтения и ''словесного рисования'' по воображению.

VI.

Синтез – целостное восприятие на более глубокой основе (целостное осмысление идейно-образной стороны произведения).

Самостоятельная оценка учащимися прочитанного. Выражение отношения к прочитанному в высказываниях. Выразительное чтение.

У каждой части свои задачи и способы их решения. Рассмотрим их поподробнее.

Первичный синтез (Подготовительная работа над текстом).

Многочисленными исследованиями установлено и неоднократно подтверждено школьной практикой, что для правильного восприятия содержания произведения учащимся необходимо иметь определенный запас жизненных представлений, определенный круг конкретных знаний о действительности. Поэтому естественно, что если этих знаний нет (или они недостаточны), то чтению произведения должна предшествовать работа, направленная на обогащение и уточнение представлений детей.

Задачи подготовительной работы:

расширить представления учащихся о явлениях, событиях, изображенных в произведении, сообщить новые сведения и тем самым содействовать сознательному восприятию текста, созданию условий для того, чтобы учащиеся могли соотнести факты художественного произведения с тем, что им приходилось наблюдать в жизни;

познакомить с жизнью писателя, создать интерес к писателю как человеку, к его творчеству;

подготовить к эмоциональному восприятию произведения;

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другое по теме:

Творческий проект «Свадебное платье «Нежность»
Перед началом выполнения творческого проекта необходимо было определиться с тем, какое изделие и в какой технике будет представлено на рассмотрение. Сначала была выбрана техника «вышивка лентами», а потом изделие свадебное платье. Из всех видов рукоделия наш взгляд сразу же лег на технику «вышивка ...

Теория анализа урока
Выделим несколько определений анализа. Анализ – рассмотрение, изучение, научное исследование чего-либо, мысленное расчленение объекта исследования на образующие элементы и изучение свойств последних. Анализ – процедура мысленного, а часто также и реального расчленения предмета (явления, процесса), ...

Анализ взаимодействия школы и семьи в воспитании подростков
В МОУ средняя школа №112 г. Новосибирска активно ведется работа по организации мероприятий, направленных на укрепление связи между семьей и школой. Предлагаю проанализировать опыт взаимодействия классного руководителя 7 "А" с родителями. Известно, что "проблемные", "трудные ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru