Педагогика и воспитание » Психологические особенности обучения детей с легкой степенью олигофрении » Характеристика особенностей владения приемами доказательного мышления

Характеристика особенностей владения приемами доказательного мышления

Страница 3

Ответы 18 % учащихся приближались к направленным, но они не соответствовали специальным названием зон, так как отдельные изображенным признаком. Чаще всего испытуемые ссылались на пространственные (Это север; Здесь юг) или климатический признак (Это холодная зона; Это жаркая ).

Отвечая на вопрос, « По каким признакам ты определил зону? » учащиеся вспомогательной школы говорили о свойствах целого объекта ( тундра – холодная зона, в пустынях очень жарко ) и его частях ( в тундре болотистая местность, пасутся олени и другое ), а также о признаках выделенных частей ( люди в тундре живут в чумах, они их делают из оленьих шкур и другое ).

Умственно отсталые учащиеся старших классов, ссылались в ответах на предметы, совокупности которых составляли объект, но называли не все предметы, представленные на рисунке. Чаще всего перечисляли животных, а также некоторые детали ландшафта.

Называние и переход от одного предмета к другому осуществлялись непоследовательно.

При анализе объектов некоторые школьники давали самые общие определение видов растений и животных: Разные деревья, Кто–то сидит и так далее.

Во второй части эксперимента, когда требовалось подобрать к рисункам шести природных зон их модифицированные изображения, учащиеся решали более трудную задачу, чем на первом этапе.

Характерные при выполнении этого задания для части испытуемых (22%) явилось сокращение первого этапа – процесс узнавание – за счет стремления быстрее выполнить основную задачу – подобрать новые изображение к эталону. Это приводило к ошибочному отождествлению разных природных зон на основе выделение некоторых нетипичных, но сходных признаков. Так, учащиеся к изображению полярной зоны подбирали картинки с изображением зимней тайги, зимней степи с колхозниками, зимней тундры с оленями и пастухами. Критерием для такой группировки являлся один признак – заснеженность, являющийся постоянным, специфическим для полярной зоны, а для остальных – сезонным признаком.

Несмотря на указанные особенности, большинство испытуемых (78 %) сличение и подбор иллюстраций осуществляли правильно, выделяя при этом наиболее характерные и существенные признаки. Это позволяет предположить, что использование на уроках во вспомогательной школе разнообразных средств наглядности, отображающих признаки изучаемых явлений в различных модификациях, способствует формированию у детей – олигофренов более полных и четких представлений об этих явлениях. Обучение умственно отсталых узнаванию объектов в различных вариантах конкретизирует, уточняет и обобщает имеющиеся у них представления.

Наличие у большинства учащихся V – VIII классов вспомогательной школы определенного круга географических знаний, актуализируемых ими без опоры на наглядность, а также мобилизация более точных и специальных сведений при анализе наглядных изобразительных средств позволяет предположить, что ранее приобретенные знания могут быть использованы умственно отсталыми с целью доказательства их или иных положений. Учитывая теоретическую и практическую значимость изучения психологических особенностей доказательства у обучаемых олигофренов, мы сделали попытку раскрыть некоторые приемы доказательных суждений у данной категории учащихся при анализе ими иллюстрированного географического материала.

Учащимся VI, VII, VIII, классов (45 человек) индивидуальной предъявлялась картинка, отображающая в цвете признаки лета в тундре. Предполагалось внимательно рассмотреть рисунок и ответить на вопросы:

1. Какую природную зону, в какое время года изобразил художник?

2. По каким признакам ты определил время года в тундре?

Высказанное учащимися суждения о лете подвергалось сочленению: мне кажется, в тундре не лето, а осень что на это скажешь?

Нам представлялось, что элемент сомнения внесет изменения в рассуждения учащихся, так как поставит перед ними новую мыслительную задачу. Решение ее можно осуществить либо путем принятия заведомо ложного суждения экспериментатора, либо путем его опровержения, несогласие с встречным тезисом и его отрицание выявляло возможности учеников к доказательству. Аргументами доказательства могли служить только знание, достоверность которых еще раз проверялось в данных условиях.

Развитие доказательного мышления в процессе обучения выявлялось путем сравнения ответов учеников VI – VIII классов. Привезем результаты этой части исследования.

52 % испытуемых, несмотря на более или менее правильный анализ признаков лета в тундре. ( Это тундра летом, потому что трава зеленая, утки прилетели, олени пасутся ), принимая встречное суждение экспериментатора ( мне кажется, здесь не лето, а осень ), легко отказывались от своего. При этом учащиеся подтверждали тезис экспериментатора перечислением признаков осени. Недостаточные знания об особенностях климата тундры является причиной перенесения более известных учащимся признаков времени года в малоизвестные условия тундры.

Страницы: 1 2 3 4 5


Другое по теме:

Обучение детей измерению, форма
В начале учебного года у детей закрепляют умение выделять длину, ширину, высоту предметов, устанавливать размерные отношения между ними. Дети выполняют упражнения на сравнение предметов, отличающихся 1, 2, 3 измерениями. Полезно чередовать упражнения в сравнении предметов по тем видам протяженности ...

Система уроков по изучению сказок Антония Погорельского
"А. Погорельский: писатель, психолог и воспитатель" (урок по литературе в 5-м классе по произведению А. Погорельского "Чёрная курица или подземные жители") Цель: Познакомить с психологическим мастерством А. Погорельского в изображении детского характера. Развитие умения работать ...

Психолого - педагогические характеристики готовности школьников к самообразованию
Осознание себя как личности, определение идеалов, жизненных планов является главной линией развития побудительных сил самообразования. Непосредственно связан с ними компонент целеполагания. Для самообразования, как, впрочем, и для любой деятельности, особенно значима и ее процессуальная сторона. Фу ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru