Педагогика и воспитание » Игра как средство формирования познавательного интереса учащихся на уроках технологии » Понятие "познавательный интерес" в разных аспектах

Понятие "познавательный интерес" в разных аспектах

Страница 4

Определим место познавательного интереса в структуре познавательного процесса.

http://festival.1september.ru/articles/312721/img1.JPG

ПИ – познавательный интерес к предмету;

ПА (познавательная активность) – личностное отношение познающего субъекта к процессу познания;

ПС (познавательная самостоятельность) – характеристика личности ученика, связанная с инициативой в процессе учения, с поиском различных путей нового знания без участия учителя и помощи со стороны;

УПД (учебно-познавательная деятельность) – такая деятельность, результатом которой является открытие учеником новых знаний, умений и навыков;

УД (учебная деятельность) – деятельность ученика, результатом которой является закрепление новых знаний, умений и навыков;

ПД (познавательная деятельность) - деятельность, результатом которой является открытие учеником нового, неизвестного для него научного знания .

Познавательный интерес играет в педагогическом процессе главную роль. И. В. Метельский определяет познавательный интерес следующим образом: «Интерес – это активная познавательная направленность, связанная с положительным эмоционально окрашенным отношением к изучению предмета с радостью познания, преодолению трудностей, созданием успеха, с самовыражением развивающейся личности».

Различают интересы по следующим основаниям:

Основания интереса

Виды

Содержание

Материальные

Духовные

Объём

Широкие

Узкие

Глубина

Глубокие

Поверхностные

Степень устойчивости

Устойчивые

Неустойчивые

Направленность на цели деятельности

Непосредственные

Опосредственные

Уровень деятельности

Пассивные

Активные

Практическое применение прогрессивные идеи по проблеме интереса в обучении нашли в опыте педагогов А.С. Макаренко и С.Т. Шацкого. А.С. Макаренко раскрывает некоторые методические приёмы поддержания и развития интереса: подсказка, вызывающая догадку, постановка интересного вопроса, введение нового материала, рассматривании иллюстраций, наталкивающих на вопросы. Он считал, что жизнь и труд ребёнка должны быть пронизаны интересом. Интересное обучение не исключает умения работать с усилием, а наоборот, способствует этому. Истоки интереса лежат в общественной жизни. В интересе выражено единство объективного и субъективного. Все, что составляет предмет интереса, почерпнуто человеком из объективной действительности. Но предметом исследования в интересе для человека, является далеко не все, а лишь то, что имеет для него необходимость, значимость, ценность и привлекательность. Педагогический подход к решению этого вопроса должен состоять в том, чтобы:

обнажать в педагогическом процессе объективные возможности интересных сторон, явлений окружающей жизни;

возбуждать и постоянно поддерживать у детей состояние активной заинтересованности (а неравнодушия) окружающими явлениями, моральными, эстетическими, научными ценностями;

всей системой обучения и воспитания целенаправленно формировать интерес как ценное свойство личности, содействующие ее творческой активности, ее целостному развитию.

Страницы: 1 2 3 4 


Другое по теме:

Пути и способы решения проблем
Музыкальная педагогика - область и сама по себе достаточно широкая, включающая в себя преподавание игры на инструменте, истории и теории музыки и всего того, что входит в программы музыкального обучения и воспитания. Поэтому необходимо сделать учебный процесс настолько интересным, чтобы ребенок пос ...

Приемы обследования дошкольников со стертой формой дизартрии
В литературе отмечается, что дизартрии могут быть различной степени выраженности. Встречаются указания на речевые расстройства, общей характеристикой которых является, по выражению Гуцмана, смытость, стертость, артикуляция в различной степени . (цит. по О.А. Токаревой. М.Б. Эйдинова и Н. Правдина - ...

Игры, развивающие преимущественно навыки быстроты
Дети и медведи Задачи: развитие быстроты реакции, координации движений, воспитание ловкости, смелости. Инвентарь: обруч. Место: спортивный зал, площадка, рекреация. Содержание: по сигналу учителя двое “медвежат”, держась за руки, начинают ловить детей. Задержанных детей отводят на “льдинку”. Когда ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru