Педагогика и воспитание » Особенности перцептивной модальности и интонации у дошкольников с ОНР III уровня, имеющих стертую форму псевдобульбарной дизартрии » Особенности общеречевых навыков и интонационной выразительности у дошкольников с ОНР

Особенности общеречевых навыков и интонационной выразительности у дошкольников с ОНР

Страница 3

нарушения темпа (ускоренный, замедленный) и ритма речи (скандированный, растянутый).

Нарушения дыхательной функции наблюдаются у большинства детей с данной речевой патологией; у дошкольников отмечается ослабленное речевое дыхание, короткий речевой выдох, сбои дыхательного ритма во время речевого акта.

Таким образом, согласно исследованиям в массовых садах, от 40 до 60% детей имеют отклонения в речевом развитии (Л.В. Лопатина, Л.А. Позднякова). Наиболее распространенным нарушением является стертая дизартрия, в частности псевдобульбарная ее форма; при этом довольно часто она сочетается с ОНР (до 50% детей имеют данное сочетание). Дети с данной речевой патологией нуждаются в длительной, систематической индивидуальной логопедической помощи. Обычно на фронтальных и подгрупповых занятиях логопеды изучают со всеми детьми программный материал, направленный на устранение общего недоразвития речи, а на индивидуальных занятиях осуществляют коррекцию произносительной стороны речи и интонационной, т.е. осуществляют устранение симптомов стертой дизартрии. Однако коррекции интонационной стороны речи зачастую не уделяется должного внимания. В условиях логопедической группы детского сада преодоление нарушений речевого дыхания, артикуляции и голоса происходит обычно в рамках работы в разделе формирования общих речевых навыков у детей. Развитие интонационной выразительности речи часто оказывается недостаточно охваченным аспектом коррекционной деятельности логопеда. Однако значительная распространенность просодических нарушений, их отрицательное влияние на становление речевого общения дошкольников заставляют по-новому взглянуть на эту проблему и диктуют необходимость уделять развитию интонационной выразительности речи должное внимание.

Проанализировав теоретический аспект изучения исследуемой нами проблемы, можно сделать следующие выводы.

Широкая распространенность нарушений речи у детей дошкольного возраста, трудности преодоления этих расстройств заслуживают пристального внимания как специалистов, так и родителей. У детей с речевой патологией, наряду с дефектами звукопроизношения и нарушениями лексико-грамматической стороны речи, отмечаются недостаточные возможности в использовании интонационных средств оформления речи.

По данным современной лингвистики, интонационную систему образуют взаимосвязанные компоненты: мелодика, интенсивность, тембр, ритм, темп, логическое ударение и паузация. В процессе речевой коммуникации интонация является важным средством формирования высказывания, уточняет его семантику, осуществляет передачу эмоциональных и экспрессивных значений. Интонационная выразительность речи основывается не только на нормальном функционировании универсальных физиологических основ производства речи, но и на эмоциональном переживании. Поэтому в логопедической работе желательно сочетать коррекционные мероприятия, направленные на развитие речевого дыхания, силы, модуляции голоса, на формирование восприятия и воспроизведения основных интонационных типов, с развитием эмоциональной отзывчивости ребенка и умения передавать с помощью интонации определенные чувства, настроения.

Языковые способности человека зависят от особенностей организации его сенсорно-перцептивной системы. Своеобразие процессов получения, переработки и передачи информации определяется ведущей перцептивной модальностью. Дети дошкольного возраста поливосприимчивы и способны к соотнесении ощущений разных сенсорно-перцептивных модальностей. Однако у детей с ОНР процессы восприятия проходят в моно-бисенсорной режиме, ограничивающем их коммуникативно-познавательные возможности. Эта особенность проявляется у данной категории детей уже в 4-5-летнем возрасте. Активизация различных сенсорно-перцептивных модальностей помогает развить интонационную сторону речи либо скоррегировать ее недостатки на оптимальном для ребенка уровне.

Страницы: 1 2 3 


Другое по теме:

История возникновения и развития комбинаторики и теории вероятностей
До того, как та или иная область знания формируется в особую науку, она сначала проходит длительный период накопления эмпирического материала, потом развивается в недрах другой, более общей науки и лишь затем выделяется в самостоятельную ветвь. С задачами, в которых приходится выбирать те или иные ...

Теоретические основы раздела «Алгоритм и исполнители»
Изучение раздела «Алгоритмы и исполнители» обычно начинается с исторической справки. Появление алгоритмов связано с именем математика Аль Хорезми, который сформулировал правила выполнения арифметических действий. Первоначально под алгоритмом понимали только правила выполнения четырех арифметических ...

Основные принципы и задачи непрерывного образования
В основе функционирования непрерывного образования лежат следующие принципы, определяющие его специфику: гуманизма, демократизма, мобильности, опережения, открытости, непрерывности. Принцип гуманизма свидетельствует об обращенности образования к человеку, о свободе выбора личностью форм, сроков, ви ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru