Педагогика и воспитание » Особенности перцептивной модальности и интонации у дошкольников с ОНР III уровня, имеющих стертую форму псевдобульбарной дизартрии » Интонационная сторона речи в свете различных научных изучений

Интонационная сторона речи в свете различных научных изучений

Страница 4

Ритм в широком смысле лежит в основе жизнедеятельности человека: работы сердца, дыхания, смены дня и ночи, труда и отдыха, сна и бодрствования и т.д. Человеческая речь тоже ритмична, поскольку в ее основе лежит ритмичное дыхание. Ритм – это регулярное чередование однотипных явлений (О.В. Филиппова). Таких явлений в речи несколько:

- чередование ударных и безударных слогов;

- чередование моментов молчания и говорения;

- чередование восходящих и нисходящих интонаций;

- равномерность следования друг за другом логических ударений

и т.д.

Приведенные в качестве примера явления являются фонетическими аспектами ритма, однако некоторые ученые выделяют помимо этого семантические аспекты: чередование тем, образов, ассоциаций. Большинство лингвистов (Г.Н. Иванова-Лукьянова, О.В. Филиппова и др.) рассматривают ритм все же как явление фонетическое, в котором участвуют разные единицы суперсегментной фонетики; причем, чем больше таких единиц привлечено к оценке ритмичности текста, тем полнее будет представлено это явление . Ритм – это закономерное расчленение временной последовательности раздражений на группы, объединяемые вокруг выделяющихся в том или ином отношении раздражений, т.е. акцентов. Т.е. ритм предполагает в качестве необходимого условия ту или другую группировку следующих друг за другом раздражений, некоторое расчленение временного ряда. О ритме можно говорить только тогда, когда ряд равномерно следующих друг за другом раздражений расчленяется на определенные группы, причем группы могут быть одинаковыми и неодинаковыми. Однако не всякая группировка и расчленение временного ряда образуют ритм. Обязательным условием ритмической группировки, а, следовательно, и ритма вообще, является наличие акцентов, т.е. более сильных и выделяющихся в каком-либо отношении раздражений. Без акцентов не может быть и ритма.

Основными характеристиками ритма являются: слоговая, фразовая, интонационная. Основной единицей стихотворного ритма является слог; определенный порядок ударных и безударных слогов составляет своеобразие ритма стихов. Поэтому не случайно многие исследователи ритма прозы принимали слог за единицу измерения прозаического ритма. Однако такой подход оказывается не очень удачным. Т.к. прозаический ритм включает в себя не только чередования ударных и безударных слогов, но также является непрерывным потоком, состоящим из фраз, ограниченных паузами и выделенных интонационно, то следует принять во внимание и вторую характеристику ритма, выделенную А.М. Пешковским. Ею является измерение ритма величиной фраз. По сравнению со слоговой характеристикой фразовая обладает способностью варьирования, т.к. интонационное членение текста отличается различной вариативностью в зависимости от способа прочтения. Третья ритмическая характеристика – интонационная. Для изучения прозаического ритма интонация является немаловажной характеристикой: она определяется автором, и ее контуры проступают в любом чтении. В устной речи можно заметить плавность либо, наоборот, неровности в интонационной характеристике ритма путем обнаружения большего или меньшего числа сочетаний внутри предложений разных интонационных типов .

Таким образом, ритм входит в суперсегментные характеристики, т.е. в состав интонационной системы языка, обусловлен принципом антропоцентризма (который действует в процессе порождения и восприятия речи и отражается в структуре и системе языка) и соотнесен с физиологическими характеристиками (с дыхательным ритмом) . По мнению Н.И. Жинкина, интонация путем циклических повторений создает ритм речи. Посредством темпо-ритмической организации устной речи формируются и становятся взаимозависимыми не только артикуляторно-дыхательные программы и комплексы просодических характеристик, но и становится возможным лексико-грамматическое структурирование .

Рассмотрим еще один немаловажный компонент интонации – логическое ударение. Под логическим ударением понимают выделенность слова в высказывании, обусловленную особой семантической или эмоциональной значимостью (Г.Н. Иванова-Лукьянова). Можно выделить любую часть высказывания. Средствами выражения логического ударения являются:

- усиление словесного ударения (т.е. ударения в слове);

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другое по теме:

Актуальные проблемы образования в России
Глобальные социокультурные перемены в мире, так называемые цивилизационные сдвиги, все резче обнаруживают несоответствие между сложившейся системой школьного образования и формирующимися общественными потребностями в преддверии новой антропогенной реальности. Это несоответствие и вызывает в нашей с ...

Методическая разработка учебного занятия
Необходимо, чтобы педагоги строили учебно-воспитательный процесс на основе рационально-эмоционального подхода: предлагали анализировать проблемы реализации прав и свобод человека, давали возможность учащимся выражать свои чувства и эмоциональные переживания. При этом ориентация правового образовани ...

Игры с геометрическими фигурами
Игра «Чудесный мешочек» хорошо знакома дошкольникам. Она позволяет обследовать геометрическую форму предметов, упражняться в различении форм. В мешочке находятся предметы разных геометрических фигур. Ребенок обследует их, ощупывает и называет фигуру, которую хочет показать. Усложнить задание можно, ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru