Педагогика и воспитание » Педагогические взгляды Белинского и их связь с задачами литературы

Педагогические взгляды Белинского и их связь с задачами литературы

Страница 3

Развивая своё учение о нравственном воспитании, В.Г. Белинский шёл от романтизма к реализму, от проповеди созерцательного альтруизма к возглашению чувства любви основным средством нравственного воспитания.

В.Г. Белинский не отрывал нравственное совершенствование человека от его умственного развития. После 7 лет должно « начаться систематическое образование дитяти, которое не может быть частным, специальным или исключительным». Оно должно создавать условия для развития всех духовных сил будущего человека способствовать развитию логического мышления.

Учение должно также способствовать нравственному совершенствованию человека, и здесь очень важно изучение гуманитарных наук. Но важное знакомство с природой. Дети должны проникнутся идеей как бесконечного разнообразия, так и единства всей природы. В.Г. Белинский сетует на то, что современная ему учебная литература, как и сами методы преподавания, заглушают в детях интерес к изучению природы.

В.Г. Белинский с первых шагов своей литературно- критической и публицистической деятельности выдвигал идею философского единства каждой науки в отдельности и соответственно каждого учебного предмета.

В.Г. Белинский говорил о необходимости ликвидации разрыва между наукой и жизнью, теорией и практикой. Он считал, что в процессе обучения важно установить соответствие между фактами и их обобщением. Одно знание фактов ничто – пишет он. Нужно их осмысление.

В.Г. Белинский вскрыл несовершенство действовавших в его время учебников грамматики, представлявших собой эклектический свод различных малообоснованных правил. Он требовал строить книги на цельной научной теории, чтобы дать детям « философию слова человеческого». Следует подводить учащихся к правилам, заставляя их рассуждать, понимать, делать выводы.

Резко восставал В.Г. Белинский против риторики. Сам термин «риторика» он часто употреблял для определения всего отжившего, лживого, извращающего действительность, фальсифицирующего науку. Он настаивал на составлении нового курса словесности, стоящего на уровне современной эстетики реализма.

В творческом наследии В.Г. Белинского большое место заняли проблемы детской литературы. Нравственные идеи, по мнению Белинского, выражены в форме моральных сентенций, нравоучений и резонерских наставлений. Нравственной идеей должно быть проникнуто всё содержание книги, её должны почувствовать и вывести из прочитанного сами дети. «Пишите, пишите для детей, но только так чтобы вашу книгу с удовольствием прочёл и взрослый и, прочтя, перенесся бы легкою мечтою в светлые годы своего младенчества» - обращался Белинский к писателям. К существенным чертам детской литературы Белинский отнес её народность. Чем шире, глубже и красочнее будет изображена в детских книгах жизнь народа, его чаяния и надежды, желания и стремления, его радости и горести, тем лучше, они будут выполнять свою воспитательную роль.

Фантазия, по мнению Белинского, должна быть посредником между душой ребёнка и миром действительности, удобной для детского возраста формой наиболее живого, красочного изображения действительной жизни.

В.Г. Белинский останавливался и на вопросе оформления детской книги. Наличие красочных иллюстраций, хорошая бумага, чёткий шрифт – всё это дополняет содержание и язык книги.

В.Г. Белинский считал, что детям нужно читать и книгу для взрослых, написанные крупными писателями и доступные детскому пониманию (И. А. Крылов, А.С. Грибоедов, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголь).

В.Г. Белинский призывал воспитывать в детях безграничную любовь к родной стране, отвращение ко всем формам угнетения человека человеком.

Страницы: 1 2 3 4


Другое по теме:

Понятие «адаптация», ее сущность, основные стадии и факторы
Адаптацией (от лат. adaptatio - приспособление) обозначают явления, приспособления, соизмеримые по продолжительности с жизнью индивидуума, и сдвиги в организмах популяций на протяжении нескольких поколений. Понятие адаптация является основополагающим в концепциях, рассматривающих взаимоотношения ин ...

Игра как средство активизации речевой деятельности в учебном процессе
Содержание предмета «иностранный язык» включает учебную информацию об аспектах языка (фонетика, лексика, грамматика), которая составляет основу формирования и развития навыков и умений, Устное и письменное общение реализуется в четырех видах речевой деятельности: говорение, аудирование, чтение и пи ...

История становления и развития национальных систем специального образования
Развитие национальных систем специального образования во все исторические периоды связано с социально-экономическим устройством страны, ценностными ориентациями государства и общества, политикой государства по отношению к детям с отклонениями в развитии, законодательством в сфере образования в цело ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru