Новая педагогика » Особенности двигательного развития детей с нарушением опорно-двигательного аппарата » Основные направления и средства коррекционной работы по преодолению двигательных нарушений при детском церебральном параличе

Основные направления и средства коррекционной работы по преодолению двигательных нарушений при детском церебральном параличе

Страница 3

Таким образом, нормализуются обратная связь и ее воздействие на центральные механизмы. Сохранение в течение определенного времени данной позы является эффективным средством профилактики или коррекции порочных положений. При ДЦП применяются не только укладки, как позы всего тела, но и фиксации частей тела туторами в положении лежа, а также фиксация больного при различных способах сидения и стояния. Все разновидности укладок и фиксаций частей тела используются как исходные положения при выполнении больными физических упражнений, а также для отдыха и фиксации достигнутого. При выборе поз основной направленностью является обеспечение условий для снятия гипертонуса определенных групп мышц, торможения гиперкинезов, выключения действия патологических синергии и содружественных движений, обусловливающих сохранность порочных поз и движений. Существует несколько видов укладок.

Укладки корригирующие. Эти укладки применяются с целью предупреждения или исправления порочных поз, контрактур и для торможения гиперкинезов. Укладки для торможения гиперкинезов выполняются в положении лежа на животе. Это положение способствует снижению интенсивности непроизвольных движений под действием массы тела больного и его давления на твердую опору. Большое значение при этом имеет положительный психологический настрой больного. В этом положении он уверен в своей безопасности и видит окружающую обстановку; ему удобнее действовать руками.

Укладки «облегчающие». Они основаны на сближении точек прикрепления мышц. В этой позе всему телу и отдельным его частям придается положение, способствующее расслаблению наиболее пораженных мышц (торможению гиперкинезов), для облегчения выполнения движений. Основными позами облегчающих укладок являются положения лежа на боку и на спине.

Укладки в среднем положении. Переход от укладок в облегченном положении к укладкам в среднем положении надо осуществлять постепенно. Разгибание начинается с менее пораженной руки или ноги. Основными укладками в среднем положении являются укладки на спине и животе, с разведенными на расстояние длины ступни прямыми ногами.

При ДЦП широко применяется общий лечебный и точечный массаж. Лечебный массаж способствует расслаблению спастичных мышц и укрепляет, стимулирует функционирование ослабленных мышц.

Приемы общего массажа для расслабления мышц.

Поглаживание. Это один из самых древних и распространенных приемов в лечебном массаже. Поглаживанием массируют только кожу. Это легкий поверхностный прием, который выполняется ладонной поверхностью предельно расслабленной кисти. Четыре пальца при этом сомкнуты, а большой отведен до предела. Рука должна как можно шире обхватывать массируемый участок тела. Поглаживание следует выполнять спокойно, ритмично, легко и свободно скользя рукой (руками) по коже. При выполнении поглаживания с кожи механически удаляются отжившие чешуйки эпидермиса, улучшается кожное дыхание, усиливается выделительная функция сальных и потовых желез, повышаются кожно-мышечный тонус, сократительная функция кожных желез. Поглаживание является гимнастикой для кровеносных сосудов кожи: оно расширяет их, способствует раскрытию резервных капилляров. Под влиянием поглаживания повышается местная температура, появляется приятное ощущение тепла, происходит расширение сосудов, что вызывает прилив артериальной крови к массируемой области и способствует перераспределению крови в организме, усиливает отток венозной крови и лимфы, устраняет застойные явления, улучшает эластичность и упругость кожи. Поглаживание повышает жизнедеятельность клеточных элементов глубоких слоев кожи, увеличивает число эритроцитов и тромбоцитов.

Этот прием снимает напряжение нервной системы, а при продолжительном применении действует обезболивающе. В рефлексогенных областях (шейно-затылочная, верхне грудная, подложечная, область живота и др.) он оказывает рефлекторно-терапевтическое воздействие на патологически измененную деятельность различных тканей и внутренних органов.

Потряхивание способствует лучшему оттоку крови и лимфы, равномерному распределению межтканевой жидкости, успокаивающе действует на центральную нервную систему и расслабляет мышцы, снимая напряжение. Потряхивание применяется для стимуляции сократительной и двигательной функций ослабленных мышц. Этот прием способствует восстановлению угасших глубоких рефлексов и вызывает их усиление.

Потряхивание всегда выполняется вдоль мышечных волокон по направлению от дистального к проксимальному кницу мышцы. Обязательным условием при этом является ночное расслабление массируемых мышц. Методика и техника выполнения этого приема: мышца потряхивается мини тем и большим пальцем (остальные пальцы слегка приподняты). Потряхивающих движений достигают быстрыми колебаниями кисти, которая смещается то в сторону мизинца, то в сторону большого пальца. Частота этих движений должна быть равна примерно 6—7 в 1 с. Массируемую мышцу необходимо предельно расслабить, рука массажиста также должна быть расслабленной, — тогда сотрясающие движения можно будет выполнять только кистью и предплечьем, без участия плеча.

Страницы: 1 2 3 4 5


Другое по теме:

Понятие вежливости в психолого-педагогической литературе
В данном параграфе будут рассмотрены содержательные и сущностные характеристики понятия «вежливость». Изучение психолого-педагогической литературы позволит раскрыть вопросы о вежливости, как морального качества человека и как культуры общения. Категория вежливости - это непосредственная составляюща ...

Развитие предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста
В старшем дошкольном возрасте у ребенка формируются такие элементы учебной деятельности: - умения определять цель предстоящей деятельности и способы ее достижения, добиваться результата; - самоконтроль, который проявляется при сравнении полученного результата с образцом, эталоном; - умение осуществ ...

Умение рационализировать вычисления
Рационализация вычислений требует от учащихся, помимо знаний всех основных свойств арифметических действий над числами, элементарного желания «упростить себе жизнь», затратить на выполнение, громоздкого по виду, задания как можно меньше времени, увидеть самый короткий, но от этого не менее правильн ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru