Педагогика и воспитание » Коллективная творческая деятельность как средство воспитания гуманности у младших школьников » Вопросы воспитания гуманных чувств младших школьников в современных исследованиях

Вопросы воспитания гуманных чувств младших школьников в современных исследованиях

Страница 5

Итак, гуманное отношение к сверстнику у детей развивается от непосредственных реакций в 5 — 6 лет через опосредствованные содержанием совместной деятельности отношения 7 — 9-летних к внутренне опосредствованным гуманными установками детей 10-13 лет.

Можно сказать, что если у дошкольников гуманное отношение в разных типах деятельности одинаково непосредственное, то у подростков 12 — 13 лет оно одинаково опосредствованное. Разумеется, такое внутренне опосредствованное гуманное отношение еще отличается от того, которое наблюдается в развитом виде в коллективах взрослых. Основное отличие обнаруженной закономерности развития гуманных отношений от общей закономерности развития высших психических функций состоит в следующем.

С определенного возраста, когда детские группы начинают различаться по уровню развития, мы имеем две линии генезиса гуманных отношений. В группах с относительно невысоким уровнем развития гуманные отношения в значительной степени будут опосредствоваться предметным содержанием совместной деятельности: способом ее организации, наличием кооперации и т.д. При более высоком уровне развития такие отношения начнут опосредствоваться гуманными смысловыми установками и, интериоризируясь, превращаться в индивидуальные свойства личности.

В то же время характерный для детского возраста эгоцентризм, проявляющийся как в познавательной сфере, так и в сфере общения, препятствует развитию гуманных отношений. Однако особые средства (совместная деятельность) приводят к децентрации ребенка в сфере межличностных отношений, развивают у него способность отнестись к другому, как к себе самому. Изменение социальной позиции ребенка в системе взаимоотношений обеспечивается сменой интегрального-парциального санкционирования, когда ребенок становится ответственным за благополучие сверстника. Кроме того, интерактивная совместная деятельность через общность переживаний детей в группе позволяет установить отношения равноправности, которые и актуализируют механизм идентификации.

В период от пяти до восьми лет (старшие и подготовительные группы детского сада — вторые классы школы) происходит зарождение феномена коллективистской идентификации. Здесь происходит преимущественное развитие процесса адаптации, при котором достигается достаточно высокий уровень согласованности требований и ожиданий участников совместной деятельности. В период от 9 до 13 лет (IV — VI классы школы) происходит переход от фазы адаптации к фазе индивидуализации, Механизм идентификации ("такой, как все"), обеспечивающий отношение к другому, как к себе самому, сменяется механизмом отчуждения ("я не такой, как все"). В результате ребенок начинает выделять себя из группы, и у него формируется пристрастное отношение к принятым в группе нормам.

Своеобразным показателем перестройки феноменологии межличностных отношений в группе может служить коллективистская идентификация, отражающая процесс гуманизации отношений ребенка с миром. О несводимости феномена коллективистской идентификации к различным эмоциональным предпочтениям свидетельствует такой факт, как отсутствие влияния социометрического статуса ребенка на проявление к нему действенного сострадания и сорадования в дошкольном и младшем школьном возрасте. Главным детерминантом проявления коллективистской идентификации как гуманного отношения к сверстнику являются совместная деятельность, ее содержание и ценностные характеристики.

Таким образом практика воспитания ребенка должна строиться с учетом возрастных этапов, определяемых особенностями детерминации развития личности. Необходимо, учитывая социальный статус ребенка в обществе, создавать условия для самостоятельного выбора им соответствующей этому статусу социальной позиции личности и общественно значимых форм поведения. В таких формах поведения происходит не просто развитие, а "конструирование", воспитание гуманных отношений.

Страницы: 1 2 3 4 5 


Другое по теме:

Роль физических упражнений в двигательной деятельности школьников
Физические упражнения оказывают огромное влияние на двигательную деятельность школьников. Согласно комплексной программе по физическому воспитанию школьники должны овладеть основами рационального выполнения техники основных поз, положений, элементарных движений, и целостных двигательных действий, н ...

Зарубежные системы, отражающие тенденции развития современного отечественного образования
Поскольку отечественная дидактика развивается в сопряжении с мировыми теориями обучения, некоторые из них оказывают существенное влияние на характер обучения в российских школах, поэтому необходимо рассмотреть те зарубежные дидактические системы, целевая направленность которых совпадает с современн ...

Распределение функциональных обязанностей руководящих работников
Организационная структура ГОУ СПО «Профессионально – педагогический колледж» Рис. 1 ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru