Педагогика и воспитание » Лингвометодические основы работы над агентивной лексикой, называющей лицо по профессии и роду занятий в начальной школе » Принципы отбора тематических групп для обогащения словаря учащихся

Принципы отбора тематических групп для обогащения словаря учащихся

Страница 1

Словарная система языка отличается от других систем (фонетической и грамматической), во-первых, неисчислимостью своих единиц, во-вторых, постоянной их изменчивостью в связи с семантической, словообразовательной и стилистической подвижностью лексики.

Овладеть всем лексическим богатством невозможно даже в течение всей жизни человека. Тем более эта задача недостижима в школе. Вместе с тем очевидно: чем больше объем словарного запаса у ученика, тем речь его богаче, тем лучше язык обслуживает коммуникацию, лучше обеспечивается понимание учеником произведений разных функциональных стилей.

В связи с необходимостью обогащения словарного запаса учащихся возникает задача создания лексического минимума общеупотребительных слов, над которыми целесообразно работать на уроках русского языка. Реализация этой идеи наталкивается на ряд трудностей: не изучен в достаточной мере словарный запас учащихся, с которым они приходят в школу; имеет место значительный разброс в объеме словарного запаса учащихся одного возраста; в речи учащихся встречаются диалектные и просторечные слова.

Содержание работы по обогащению словарного запаса учащихся в основном определялось: лексикой упражнений учебников, текстами изложений, темами сочинений. По отношению к ним разрабатывались методы работы над семантикой слов и их употреблением в речи. Эта работа способствует обогащению словарного запаса учащихся, но его совершенствование в данном случае происходит нецеленаправленно и полностью зависит от субъективности в отборе текстов авторами учебников и сборников изложений.

Учитывая необходимость в отборе слов для словарной работы, одни ученые за основу брали грамматико-орфографические трудности слов, другие смысловую ценность слов для обогащения словарного запаса учащихся. Первый путь отбора слов называем грамматико-орфографическим направлением в словарной работе, а второй – семантическим.

Содержание работы по обогащению словарного запаса учащихся специфично. Оно представляет собой определенный список слов (словник), значение которых должно быть разъяснено детям и употреблению, которых они должны быть обучены.

Словники для словарной работы создавались исходя из разных целей. В одних случаях методисты за основу брали грамматико-орфографические трудности слов, другие - их смысловую ценность для обогащения словарного запаса учащихся. Первый подход к отбору слов составляет грамматико-орфографическое направление в словарной работе, второй - семантическое направление. Оба направления решают свои специфические задачи. Грамматико-орфографическое направление объединило следующие виды работы на словом: словарно-морфологическую, словарно-орфографическую, словарно-морфемную и словарно-орфографическую. Семантическое направление объединяет следующие виды работы над словом: словарно-семантическую и словарно-стилистическую. Последние два вида работы над словом составляют основу обогащения словарного запаса учащихся, т.е. собственно словарную работу в школе.

В настоящее время в процессе обогащения словарного запаса учащихся учителя опираются на словарь текстов учебников по русскому языку, на изучаемые литературные произведения, на словарь текстов для изложений и предположительный словарь тем сочинений.

Основу содержания обогащения словарного запаса учащихся составляют тематические (идеографические) и лексико-семантические группы слов. Это связано с тем, что «знания сохраняются в упорядоченном виде целыми тематическими группами, относящимися к различным сферам житейского опыта».

Отбор смысловых тем для обогащения словарного запаса учащихся необходимо производить с расчетом реализации целей подготовки их к жизни. Роль дидактического материала при этом не следует преувеличивать, однако, как пишет В.А. Звегинцев, «язык может оказывать и действительно оказывает воздействие на поведение человека, используя имеющиеся в его распоряжении каналы» в связи с тем, что «мышление человека преимущественно протекает в языковых формах». Через специально отобранную лексику языка учитель определенным образом воздействует на мышление и эмоции детей. Коммуникальный акт осуществляется «всегда в общественной среде» и «требует обязательного согласования с широким кругом общественных установлений и «знаний», и всегда целеориентирован».

Страницы: 1 2 3


Другое по теме:

Теоретические основы обучения диалогической речи
Целью обучения говорению является развитие у учащихся способности в соответствии с их реальными потребностями и их интересами осуществлять устное речевое общение в разнообразных, социально-детерминированных ситуациях. Это означает, что по окончании любого типа школы учащийся должен быть способен: о ...

Современные методы решения сюжетных задач
Если например до 19-ого века цели решения этих задач были чисто практические: научить решать задачи, которые часто встречаются в жизненной практике, то затем эти цели значительно расширились и, кроме практических целей, они начинают использоваться как важное общеобразовательное и методическое средс ...

Сущность принципа наглядности
Процесс обучения – это особый вид человеческой деятельности, это специфическая социально-педагогическая система, а любая система основывается на каких-то общих положениях, которые и называются принципами. Дидактические принципы являются определяющими при отборе содержания образования, при выборе ме ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru