Положительное влияние на ход проведения уроков оказывает введение игровых моментов, участие игровых персонажей, которые будут поддерживать интерес детей к предлагаемой деятельности, ориентировать их на выполнение заданий, вести их в течение всего урока. Кроме того, целесообразно использовать художественное слово — стихи, загадки и др.
Важным элементом урока изобразительной деятельности является музыка. Она создает особый эмоциональный настрой, способствует ритмической организации процесса рисования, усиливает выразительность создаваемых изображений и связывает их с игрой.
Уроки изобразительной деятельности требуют соответствующего оснащения, которое обеспечит возможность разнообразить виды работ, проводить как групповые, так и индивидуальные ее виды (коллективное рисование, аппликация).
Обучение изобразительной деятельности детей с выраженной умственной отсталостью может осуществляться не только в ходе обязательных уроков, но также во внеклассной работе.
Анализ научной литературы, опытно – экспериментальная работа на базе УО «Антопольская государственная вспомогательная школа – интернат» позволили сделать следующие выводы:
1. Качество образования во многом зависит от сформированности у обучающихся познавательного интереса, который включает в себя:
– эмоциональный фактор (радость и удовлетворение от процесса познания нового, адекватные эмоциональные реакции на возникшие ситуации),
2. Методика развития сенсорно – перцептивной сферы детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью сочетает дидактические средства, направленные на формирование положительного отношения учащегося не только к окружающим, но и к:
– содержанию учебного материала (включение в содержание учебной дисциплины материалов яркий эмоционально насыщенных, дополняющих учебный материал);
– процессу усвоения знаний, умений (активизация познавательных процессов учащихся посредством организации их самостоятельной и творческой работы, применения разнообразных активных методов и форм обучения, наглядности, ТСО; дидактические игры; работа в малых группах);
– процессу взаимодействия в системе «учитель – ученик», «ребенок – окружающие люди» (развитие интереса к личности самого учителя и процессу взаимодействия с ним, содержательное общение педагога с учащимися во внеурочное время).
3. Процесс сенсорного воспитания детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью будет более успешным, если выполняются следующие дидактические условия:
– выявление «глубины» аффективной дезадаптации и ее соотношения с уровнем несформированности (недоразвития) познавательной деятельности.
– непрерывное психолого-педагогическое сопровождение развития личности каждого учащегося, тесное сотрудничество воспитателями, родителями и психологом в рамках мониторинга качества образования и воспитания;
– рефлексия хода и результатов учения с акцентом на положительных моментах. Важно, чтобы каждый ребенок сам понимал, как он выполнил задание, какой новый ценный опыт приобрел и адекватно реагировал на случившиеся неудачи;
4. Проведенное исследование не является исчерпывающим. Необходима дальнейшая разработка проблемы сенсорного воспитания детей с тяжелой и умеренной интеллектуальной недостаточностью, в частности:
– усиление теоретической базы исследования, разработка психофизиологических, логических, дидактических основ сенсорного воспитания у детей;
– проведение полноценного педагогического эксперимента (констатирующего, формирующего, контрольного) с целью проверки эффективности предложенного проекта программы по изобразительной деятельности и комплекса дидактических условий развития познавательного интереса на материале различных дисциплин;
- так как при исследовании детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью достаточно сложно определить количественные показатели необходимо тщательно проводить исследования сенсорно-перцептивной сферы и регулярно отмечать минимальные изменения в карте развития;
– разработка учебно-методических комплексов для работы учителей-дефектологов обеспечивающих возможность осуществлять коррекционно-воспитательный процесс.
Другое по теме:
Психологические особенности изменения картины мира у наркозависимых лиц
Наркомания сегодня выходит на одно из первых мест среди проблем, серьезно угрожающих физическому, социальному, а главное - духовному здоровью и благополучию нации. Уже не надо никому доказывать, что это явление в России становится не просто проблемой, а настоящим национальным бедствием. Наркомания ...
Подвижные игры как средство физического воспитания младших
школьников
Л.В. Былеева (1998), например, считает, что подвижной игрой называется игра, построенная на движениях. Целевая установка и виды деятельности играющих, подчеркивает она, определяются сюжетом данной игры. Правила уточняют права и обязанности участников, определяют способы ведения и учета результатов ...
Особенности рисунков детей с ЗПР
Дети с ЗПР испытывают трудности при необходимости вычленить отдельные элементы из объекта, который воспринимается как единое целое. Эти дети затрудняются в достраивании целостного образа по какой-либо его части, сами образы предметов в представлении детей недостаточно точны и само количество образо ...