Педагогика и воспитание » Становление и развитие дидактических систем

Становление и развитие дидактических систем

Данная работа посвящена рассмотрению дидактических систем и моделей обучения. Дидактические системы как выделенные по определенным критериям целостные образования уже давно являются объектом пристального внимания и изучения как зарубежных, так и отечественных ученых. Этой области педагогики посвятили свои труды такие ученые и мыслители как Я.А. Коменский, И.Ф. Гербарт, Д. Дьюи, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий, М.Н. Скаткин и многие другие.

Изучение дидактических систем и моделей связан с основными тенденциями развития образования в мировой отечественной практике. Одна из причин: неудовлетворенность многих стран результатами школьного образования, которая привела к необходимости его реформирования. С этой целью важно выработать стратегическое направление развития системы общего среднего образования на перспективу. В связи с этим необходимо иметь конкретное представление об особенностях дидактических систем и моделей обучения, а также иметь четкие критерии того, каков должен быть учащийся на выходе из школы.

Доктор педагогических наук профессор Е.С. Полат пишет: "Общество информационных технологий, или, как его называют, постиндустриальное общество, в отличие от индустриального общества конца 19 - середины 20 веков, гораздо в большей степени заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни".

Еще недавно решить эти задачи не представлялось возможным в силу отсутствия реальных условий для их выполнения при традиционном подходе к образованию, традиционных средствах обучения, в большей степени ориентированных на классно-урочную систему занятий. За последние 10-15 лет такие условия если не созданы, то создаются в разных странах с разной степенью успешности. Это условия, которые смогут обеспечить следующие возможности:

Вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс, причем не пассивного овладения знаниями, а активной познавательной деятельности, применение приобретенных знаний на практике и четкого осознания, где, каким образом и для каких целей эти знания могут быть применены;

Совместной работы в сотрудничестве при решении разнообразных проблем, когда требуется проявлять соответствующие коммуникативные умения;

Широкого общения со сверстниками из других школ своего региона, других регионов стран и даже других стран мира;

Свободного доступа к необходимой информации в информационных центрах не только своей школы, но и научных, культурных, информационных центрах всего мира с целью формирования собственного независимого, но аргументированного мнения по той или иной проблеме, возможности её всестороннего исследования;

Постоянного испытания своих интеллектуальных, физических, нравственных сил для определения возникающих проблем действительности и умения их решать совместными усилиями, выполняя подчас разные социальные роли;

Другими словами, школа должна создать условия для формирования личности, обладающей качествами, о которых говорилось выше. И это задача не только и даже не столько касается содержания образования, сколько используемых технологий обучения. Обучение как образовательное явление происходит в результате функционирования различных систем, состоящих из взаимно связанных элементов, например: Учитель - ученик - их совместная деятельность; Ученик - окружающий мир - их взаимопроникновение; Цели - принципы - содержание - формы и методы - средства обучения;

Отдельные элементы подобных систем, в свою очередь образуют новые системы или подсистемы. Обучение как многообразный процесс описывается различными системами, зависимыми от изначальных дидактических моделей.

В связи с вышесказанным, определим объект нашего исследования: изучение различных дидактических систем и моделей обучения. Предметом исследования будут особенности, характерные для различных дидактических систем и моделей. Объект и предмет нашего исследования касаются как мировой, так и отечественной педагогической практики и теории. Определим цель нашей работы - это изучение и анализ дидактических систем и моделей обучения. Вышеназванная цель предполагает решение следующих задач:

Охарактеризовать зарубежные дидактические системы прошлого.

Рассмотреть основные положения новой дидактики.

Охарактеризовать зарубежные системы, оказавшие влияние на отечественную педагогику

Произвести анализ отечественных дидактических систем и моделей обучения

Рассмотреть современные отечественные дидактические системы

Определить перспективу развития дидактических систем и моделей в современном российском образовании.

Данные задачи решаются в рамках отдельных глав. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

дидактическая система авторская школа


Другое по теме:

Счет групп предметов, деление целого на части
При закреплении навыков счета и отсчета важно наряду со счетом отдельных предметов упражнять детей в счете групп, состоящих из однородных предметов. Дошкольникам предъявляют группу, составленную из равных количеств однородных предметов: матрешек, кубиков, конусов, чашек и т. п. — или моделей геомет ...

Ориентация содержания тестовых заданий на компоненты требований к результатам обучения
На основе проекта Федерального компонента государственного образовательного стандарта, подготовленного Минобразованием России, в школы введен обязательный минимум содержания образования по каждому предмету и описание требований к уровню подготовки учащихся. Это позволяет не только ориентироваться н ...

Характеристика младшего школьного возраста
Младший школьный возраст – этап развития ребёнка, который соответствует периоду обучения в начальной школе. Хронологические границы этого возраста различны в разных странах и в разных исторических условиях. После 1943 граница младшего школьного возраста снизилась с 8 до 7 лет, с 1984 – до 6 лет. Эт ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru