Педагогика и воспитание » Коммуникация как форма открытого действия при воспитании детей младшего дошкольного возраста

Коммуникация как форма открытого действия при воспитании детей младшего дошкольного возраста

Работа посвящена исследованию методических проблем открытого действия в форме коммуникации.

Впервые об открытом действии заговорили после выступления Б.Д. Эльконина на конференции «Педагогика развития» в Красноярске в 1996 году. Теоретические обоснования введения этого действия и его связь с совокупным действием описана в работе.

Обсуждая структуру совокупного действия, введённого Д.Б. Элькониным, Б.Д. Эльконин предлагает различать посреднические и конкретно-результативные действия взрослых. Это различение особенно важно, когда речь заходит о детском развитии как становлении системы отношений ребёнка и взрослого, причём взрослого-посредника, произвольно выстраивающего своё открытое действие. Это действие никогда не дано непосредственно; по своей природе оно таково, что всегда должно быть найдено и выстроено. Способ построения его включает в себя инициацию, проявление (явление), и удерживание иного действия (поведения). Это и создаёт особую трудность в реализации этого понятия. Практическая реализация открытого действия в практике дошкольного образования является одной из важных задач педагогики развития. Открытое действие, по утверждению Б.Д. Эльконина, направлено на появление и становление мышления ребёнка. По меткому выражению Ф.Т. Михайлова, «Человек мыслит другим человеком». Имеется в виду предельная обращённость мышления. Именно она заставляет нас искать открытые действия в форме коммуникации.

Совокупное действие является посредническим, той системой координат, относительно которой имеет смысл говорить о детском развитии. Оно выстроено таким образом, что действие это никогда не выполняется взрослым до конца, в нём всегда остаётся промежуток, место для содействия ребёнка.

У ребёнка в этом возрасте ещё не сформирован внутренний план действий, поэтому все действия разворачиваются во внешнем плане и выстраиваются как правило с помощью коммуникации между взрослым и ребёнком. Причём не любым взрослым, а взрослым значимым. Ж. Пиаже рассматривал развитие игровых предметных действий в неразрывной связи с его взаимоотношениями со взрослыми. Это же доказывают и исследования Ф.И. Фрадкиной, проведённые на материалах наблюдений над детьми от одного года до трёх лет, воспитывающимися в условиях интерната.

В своей работе мы опираемся на ряд теоретических положений. А именно:

Коммуникация является одной из основных форм взаимодействия взрослого и ребёнка. Под коммуникацией понимается взаимная смысловая обращённость взрослого и ребёнка, выражающаяся в жесте, взгляде, позе, слове.

В акте развития взрослый и ребёнок выполняют совокупное действие;

Взрослый выстраивает своё «со-действие» в акте совокупного действия в форме открытого;

Один из важных аспектов этого возраста – общение ребёнка со значимым взрослым;

В этом возрасте начинает становиться мышление (по Б.Д. Эльконину), возникает инструкция;

Мышление всегда обращено. Одной из ведущих форм мышления является коммуникация;

Открытое действие может быть реализовано в форме коммуникации.

Эти теоретические положения требуют со стороны практиков методического и реального практического воплощения.

Объектом исследования является открытое действие;

Предметом исследования – методика построения практики открытых действий в форме коммуникации.

Цель исследования: построение методики открытых действий в форме коммуникации и её экспериментальная реализация.

В исследовании ставятся следующие задачи:

Дать характеристику особенностей общения ребёнка раннего детства со взрослыми в ходе развития предметно- манипуляционной деятельности.

Дать характеристику понятиям «знаковое опосредствование» и «совокупное действие», «открытое действие»;

Дать характеристику коммуникации как формы открытого действия.

Теоретически и методически описать коммуникацию как форму открытого действия в работе с детьми младшего дошкольного возраста; дать способ реализации.

В исследовании использовались следующие методы: анализ теоретических положений с целью определения направления поиска методов практической реализации, метод обобщения, метод практических проб, наблюдение, эксперимент.

Результаты работы докладывались на краевой научной конференции молодых учёных и студентов «Психолого-педагогическая наука и образование: гуманитарные технологии» в 2005 году.

Структура работы. В первой главе дана характеристика основным понятиям: «знаковое опосредствование», «совокупное действие», «открытое действие», «коммуникация». Во второй главе методически описана коммуникация как форма открытого действия в работе с детьми младшего дошкольного возраста. В приложении указаны игры и упражнения, реализуя которые педагог может в своих действиях выстроить (конкретизировать) общую схему совокупного действия с использованием открытого действия и коммуникации.


Другое по теме:

Определение понятия вероятностного прогнозирования
Одним из главных личностных новообразований в младшем школьном возрасте является становление ребенка в качестве субъекта учебной деятельности. Стать субъектом учебной деятельности – значит «стать личностью, которая может и хочет осознавать цели своих учебных действий, в определенной мере самостояте ...

Роль речевого дыхания в развитии речи дошкольника
Во время речи органы дыхания, продолжая выполнять свою основную биологическую функцию газообмена, осуществляют одновременно голосообразующую и артикуляционную функции. Дыхание при речи, или так называемое речевое дыхание, по сравнению с обычным спокойным дыханием имеет существенные отличия, обуслов ...

Организация словарной работы в начальной школе
В начальной школе программой по русскому языку предусмотрено обязательное изучение слов, правописание которых правилами не проверяется. Работа по обучению учащихся таким словам носит название словарной работы. В словарную работу входит изучение школьниками семантики данных слов, их правописания и в ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru