Педагогика и воспитание » Формирование у старшеклассников готовности к самообразованию

Формирование у старшеклассников готовности к самообразованию

Современное общество требует от каждого человека непрерывного повышения уровня своих знаний, умений, навыков. В процессе подготовки к будущей профессии, для поступления в ВУЗ старшеклассник неизменно выходит за рамки учебного процесса для более глубокого его усвоения. Задача учителя заключается в том, чтобы взять в свои руки управление этим процессом, увеличить долю знаний, приобретаемых учеником самостоятельно, на добровольных началах, исходя из его интересов, потребностей и призвания. Обеспечить правильную организацию работы по формированию у школьников готовности к самообразовательной деятельности, является одной из главных задач учителя.

Необходимость изучения данной проблемы заключается в том, что эффективная модель самообразования может обеспечить общий устойчивый прогресс в информационном развитии нашей страны, поскольку нарастающие потоки информации, умение ориентироваться в этой информации, внедрение новых информационных технологий, ситуации, заставляющие принимать быстрые решения, требуют от учащихся всех ступеней образования высокого уровня готовности к самообразованию. И это, в свою очередь, потребовало поиска путей, которые в процессе обучения обеспечивают развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся.

На наш взгляд недостатков в самообразовании школьников нет, однако, существует ряд факторов препятствующих эффективному самообразованию школьника:

- время (самообразование требует умения правильно организовывать свое время);

- самостоятельность (отсутствие инструкций, полная самостоятельность осуществления и оценки, самоуправление деятельностью требуют развитых способностей к самоуправлению);

- уникальность (самообразование каждого ученика уникально и должно быть построено каждым субъектом).

При существующей системе организации учебной работы организационные умения у учащихся почти не формируются, поскольку учитель выступает как организатор всего процесса учения. Ученики в связи с этим привыкают к жесткой регламентации познавательной деятельности и бывают слабо подготовлены к самостоятельной ее организации. Все это делает необходимым создание специальной системы, формирования у школьников организационных умений.

На общедидактическом уровне исследуются процесс формирования познавательного интереса и потребности (Шаров Ю.В., Щукина Г.И.), средства активизации самостоятельной познавательной деятельности учащихся (Пидкасистый П.И., Шамова Т.А. и др). Много внимания уделяется исследованию путей и средств формирования готовности к самообразованию (Ковалевская Н.Г., Нусинова Ж.Н., Редковец И.А. и др.), ее мотивационной сфере (Закиров Г.С, Коджаспирова Г.М. и др.), процессуальным умениям (Закиров Г.С, Колбаско И.И., Редковец И.А., Черниловская Н.К. и др.).

В настоящее время назрела необходимость в организации специальной работы по формированию у школьников готовности к самообразовательной деятельности.

В современных условиях, когда объем необходимых для человека знаний резко и быстро возрастает, уже нельзя делать главную ставку на усвоение суммы фактов. Важно прививать умение самостоятельно приобретать свои знания, ориентироваться в стремительном потоке научной и политической информации, необходимо каждого ученика научить самостоятельно добывать знания в течение всей последующей жизни. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что актуальность проблемы формирования готовности к самообразовательной деятельности на сегодняшний день велика.

Проблема исследования: каковы педагогические условия, обеспечивающие эффективность формирования готовности старшеклассников к самообразованию?

Объект исследования: процесс самообразования школьников.

Предмет исследования: формирование у старшеклассников готовности к самообразованию.

Цель: выявить педагогические условия формирования готовности старшеклассников к самообразованию.

Гипотеза исследования: формирование готовности старшеклассников к самообразованию будет эффективным при следующих условиях:

- при достаточном уровне усвоенных личностью знаний, умений и навыков, определенных направлением социального опыта;

- при умении учащегося рационально организовать свой режим учебной работы, разумно распределять во времени видов учебных работ, определять порядка их выполнения, подготовить рабочее место;

- при умении ученика определить цель своей познавательной работы, найти ее средства, правильно подобрать приемы выполнения, проконтролировать работу;

- при изменении характера домашней работы, сделав ее более разнообразной по видам;

- при отсутствии жесткой регламентации в учебных заданиях.

-при сочетании на уроке регламентированной учебной деятельности по объему и по времени, что актуализирует для старшеклассников значимость организационных умений.

Задачи исследования:

1) изучить состояние данной проблемы в педагогической теории и практике;

2) раскрыть сущность понятия самообразование;

3) раскрыть психологическую сущность самообразования школьников;

4) рассмотреть виды педагогического руководства самообразованием школьников;

5) выявить психолого – педагогические характеристики готовности школьников к самообразованию;

6) рассмотреть организацию учебной домашней работы в рамках формирования умений познавательной деятельности при подготовке старшеклассников к самообразованию.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: изучение литературы, теоретический анализ методологической, психолого-педагогической литературы.


Другое по теме:

Профессиональная деятельность и личность педагога
1. Личность педагога в процессе педагогической деятельности. Духовный смысл педагогического служения В современной светской педагогической мысли выделяют несколько типичных ролевых позиций, которые занимает или может занимать педагог в процессе своей педагогической деятельности. Согласно этой типол ...

Педагогический аспект
"Удобрения обогащают землю и позволяют зернам прорасти, и точно так же музыка пробуждает в ребенке силы и способности, которые иначе никогда бы не расцвели" - так считал Карл Орф Орф внес неоценимый вклад в область детского музыкального воспитания. Уже в молодые годы, в период основания и ...

Диагностика проблем адаптации детей к условиям жизни в приюте
Базой практического исследования являлся социальный приют при ОГУ «Комплексный центр социального обслуживания населения» Доволенского района Новосибирской области. Приют создан 15 февраля 2002 года. В своей деятельности приют руководствуется Конституцией Российской Федерации, законами и иными норма ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru