Педагогика и воспитание » Роль картографической наглядности в обучении истории

Роль картографической наглядности в обучении истории

Одной из важнейших задач общего среднего образования является формирование картографической грамотности учащихся. Существующая ныне школьная картография представляет собой усеченный вариант «теоретизированной» системы картографических знаний и умений, разработанный в 60 - 70-е годы ХХ века Н.В. Андреевым, Г.Ю. Грюнбергом, М. В. Студеникиным, Н.В. Малаховым и др.

Глобальные изменения, произошедшие с тех пор в системе общего среднего образования, его личностно – ориентированная и практическая направленность, предопределили необходимость переориентации системы картографических знаний и умений с изучения теоретических основ картографии на обучение «пользователя» исторической информации, т. е. на преимущественное освоение практически значимых умений.

Присутствующая сегодня в школе система картографических знаний и умений, кроме того, отражает во многом устаревшие представления о картографической науке. В современном информационном обществе приоритетное развитие получили науки, так или иначе связанные с хранением, систематизацией, передачей и отображением информации. Важное место в числе таких наук занимает картография. Испытывая острый интерес общества к увеличению средств передачи информации, улучшению их качественных характеристик и методов использования, современная картография претерпела значительные изменения. Эти изменения еще не нашли своего отражения в школьном историческом образовании.

Таким образом, в современном общем среднем историческом образовании существуют определенные противоречия - между современными целями общего среднего исторического образования, основными идеями его модернизации и содержанием картографической подготовки учащихся, а также между современным уровнем развития картографической науки и консерватизмом школьных программ и средств обучения истории.

Выделенные противоречия затрагивают цели, структуру и содержание картографической подготовки школьников.

Таким образом, проблема данного исследования заключается в определении целей, структуры и содержания картографической подготовки учащихся в общеобразовательных учреждениях.

Цель исследования: выявить условия формирования картографических знаний, умений и навыков, а также эффективного применения картографической наглядности на уроках истории.

Данная цель предполагает решение следующих задач:

- рассмотреть исторический аспект проблемы совершенствования школьной картографической подготовки;

- доказать, что метод наглядного обучения является наиболее эффективным в преподавании истории в 6-х классах;

- изучить методические приемы организация работы учащихся с картографической наглядностью на уроке истории с целью выявления наиболее эффективных;

- исследовать условия формирования картографических знаний, умений и навыков в ходе эксперимента.

Объектом исследования является методика преподавания истории.

Предмет исследования: условия формирования картографических знаний, умений и навыков.

Гипотезой работы автор выдвигает идею качественного изменения усвоения исторического материала в связи с использованием различных видов картографической наглядности.

В ходе работы над данной темой нами были использованы следующие методы исследования: метод изучения научной литературы, анализ теоретического материала, просмотр и анализ периодической печати, наблюдение, анализ, синтез, обобщение, конкретизация выводов и сравнение.


Другое по теме:

Система работы по использованию подвижных игр детей старшего дошкольного возраста
Согласно составленному плану в экспериментальной группе мы проводили занятия, направленные на повышение уровня развития психофизических качеств с использованием подвижных игр. Дополнительные занятия были организованы во второй половине дня три раза в неделю по 35 минут, включающие подвижные игры и ...

Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением речи старшего дошкольного возраста
Психолого-педагогическая классификация возникла в результате критического анализа клинической классификации с точки зрения применимости ее в педагогическом процессе, каким является логопедическое воздействие. Такой анализ оказался необходимым в связи с ориентацией логопедии на обучение и воспитание ...

Этап формирования коммуникативных умений и навыков
Автоматизация и дифференциация звуков на более сложном речевом материале. Формирование произносительных навыков в различных ситуациях общения, путём осторожного и постоянного расширения круга общения, создание проблемных ситуаций. Коррекция лексико-грамматических нарушений. Таким образом, система л ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru