Педагогика и воспитание » Самоанализ деятельности учителя как основа управления процессом обучения математике

Самоанализ деятельности учителя как основа управления процессом обучения математике

Одной из главных форм процесса обучения был и остается урок. Современный урок отличается прежде всего тем, что учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, её активного умственного роста, глубоко и осмысленного усвоения знаний, для формирования её нравственных основ. Совершенно очевидно, что для осуществления всех этих и многих других сложных задач не может быть раз и навсегда установленного типа урока, с застывшими навечно этапами и стандартной последовательностью их осуществления. Поэтому очень важно уделять большое внимание самоанализу как отдельного урока, так и всей деятельности учителя в целом с целью эффективного управления процессом обучения.

Повышение квалификации учителя математики во многом зависит от степени владения умениями анализировать свою деятельность и деятельность своих коллег. Анализ и самоанализ урока должны быть направлены на сопоставление выдвинутых образовательных, воспитательных и развивающих целей с достигнутым результатом.

Цель анализа заключается в выявлении методов и приемов организации деятельности учителя и учащихся на уроке. Основной же задачей при этом является поиск резервов повышения эффективности процесса обучения.

На основе анализа деятельности своих коллег и самоанализа, можно выделить направления совершенствования качества процесса обучения и поставить задачи по их реализации. Тем самым, учитель может повысить уровень своего мастерства в управлении процессом обучения. Такой анализ является необходимым в работе каждого учителя, как начинающего, так и учителя, имеющего опыт работы. Необходимость выявления особенностей самоанализа деятельности учителя математики как основы управления процессом обучения определяет актуальность исследования выпускной квалификационной работы.

Проблему исследования составляет поиск путей эффективного самоанализа урока математики как основы управления процессом обучения.

Объектом исследования является процесс обучения математике.

Предмет исследования – технология самоанализа урока математики.

Цель работы заключается в исследовании теоретических основ анализа урока и построении технологии самоанализа урока математики.

В основу исследования положена гипотеза: если разработать технологию самоанализа урока математики, на её основе подобрать систему упражнений по повышению компетентности учителя и применить ее на практике, то это будет способствовать управлению процессом обучения математике и росту мастерства учителя.

Для достижения поставленной цели и проверки сформулированной гипотезы потребовалось решить следующие задачи исследования:

1) провести анализ психолого-педагогической и математико-методической литературы с целью определения роли и места анализа деятельности учителя математики в процессе обучения;

2) раскрыть специфику урока математики в современной школе для ее использования в процессе самоанализа деятельности педагога;

3) выявить теоретические основы самоанализа урока;

4) разработать технологию самоанализа урока математики;

5) дать рекомендации, позволяющие использовать самоанализ для эффективного управления процессом обучения;

6) опытным путем убедиться в верности разрабатываемой технологии.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы применялись следующие методы исследования:

– изучение и анализ психолого-педагогической и математико-методической литературы по теме исследования;

– проведение опытной работы и экспериментальная проверка основных положений дипломного исследования;

– количественная интерпретация результатов педагогического эксперимента.

Теоретическая значимость результатов исследования определяется выделением основных принципов анализа и самоанализа урока и построением технологии анализа урока.

Практическая значимость результатов исследования заключается в разработке схемы поэтапного самоанализа урока, которая дает качественную и количественную информацию об эффективности проведенного урока математики, и разработке системы упражнений по каждому аспекту урока, которая направлена на устранение пробелов в необходимом блоке структуры урока.


Другое по теме:

Зарубежные системы, отражающие тенденции развития современного отечественного образования
Поскольку отечественная дидактика развивается в сопряжении с мировыми теориями обучения, некоторые из них оказывают существенное влияние на характер обучения в российских школах, поэтому необходимо рассмотреть те зарубежные дидактические системы, целевая направленность которых совпадает с современн ...

Методическая разработка учебного занятия
Необходимо, чтобы педагоги строили учебно-воспитательный процесс на основе рационально-эмоционального подхода: предлагали анализировать проблемы реализации прав и свобод человека, давали возможность учащимся выражать свои чувства и эмоциональные переживания. При этом ориентация правового образовани ...

Реформаторски-экспериментальные поиски форм и методов исторического образвания на рубеже XIX–XX вв
Характерной особенностью образовательной политики государства в конце XIX – начале XX в. было игнорирование потребностей общества в грамотных людях. Правительство не учитывало тот факт, что развитие в России капитализма создавало особое отношение общества к образованию; изменились духовные ценности ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru