Педагогика и воспитание » Генезис и особенности исторического образования в конце XVIII - начале XX в

Генезис и особенности исторического образования в конце XVIII - начале XX в

дескриптивный реформаторский история школьный

«Да будет потомкам явлено…», – писал безымянный летописец. Это отеческое стремление приобщить детей и внуков к опыту истории, вдохновляющее летописцев и историков XVIII. в., становилось живой плотью культуры России.

Действительно, «учительница жизни» (Цицерон), храня опыт прежних поколений, направляет человека в его гражданской жизни, ведет по лабиринтам познания. Без исторического знания и его широкого развития уже невозможно было представить существование самой государственности. Этот факт наиболее ясно был осознан уже в начале XVIII в. и получил реальное воплощение в просветительско-реформаторской деятельности Петра I (введение гражданского алфавита, возникновение периодической прессы, учреждение Академии наук, открытие первых светских государственных школ, особенно пристальное внимание к осмыслению исторического прошлого и написанию исторических трудов). Реформы Петра I отражали стремление государственной власти в России поставить науку и школу на службу практическим нуждам армии, флота, промышленности, торговли, управленческой деятельности. Практицизм, утилитарность петровских преобразований закономерно распространились и на область исторических знаний. И это был для того времени серьезный шаг вперед не только в развитии исторической мысли, но и в распространении исторических знаний, поскольку государство обладало значительными возможностями в этом направлении. Именно благодаря царю-преобразователю, гражданская история оформилась тогда в России в самостоятельную отрасль знания.

Начиная с 1726 г., определилось государственное обучение истории. Именно тогда при Петербургском университете была образована первая правительственная академическая гимназия. Она состояла из приготовительной немецкой школы (со сроком обучения три года) и латинской школы (со сроком обучения два года). Гимназисты начинали обучение в 5 классе и заканчивали в 1 классе. Историю изучали с 3 класса. В 3–2 классах на историю отводилось три часа, начиная от сотворения мира и кончая правлением первого христианского императора Константина Великого. В 1 классе на историю отводили два часа и хронологически изучение ее доводили до 40-х годов XVIII века. Однако посещение этих занятий было необязательным. Гимназисты могли выбирать историю или посещать уроки хронологии и геральдики, введенные в качестве специальных дисциплин с 1747 г. Не существовало также обязательного полного систематического курса истории. Не было и классного преподавания: каждый учитель вел 3–4 предмета, и гимназист, в зависимости от индивидуальных успехов, переходил от одного предмета к другому. Ученики, готовившиеся к поступлению в университет, должны были изучать историю, географию, латинский и греческий языки. Польза истории виделась в освоении богатства опыта и мудрости, необходимых для управления государством. В связи с этим преподавание истории было введено, прежде всего, в учебных заведениях, предназначенных для воспитания и образования дворянских детей, готовящихся к государственной службе.

В первой половине XVIII в. изучалась только всеобщая история, и преподавание, ввиду отсутствия учителей и учебников, велось на иностранных языках.

В учебниках по всеобщей истории 1740-х – начала 1760-х гг. события излагались монографически, по средневековой схеме четырех монархий, или синхронистически, но очень короткими периодами. Хронологическое изложение начиналось от сотворения мира. Перечислялись правители и войны, приводились многочисленные анекдоты.

Часто легенды выдавались за действительные факты. Сведения по отечественной истории излагались в виде краткого «приобщения» к учебникам по всеобщей истории или же включались в различные книги.

В привилегированных русских школах XVIII в. в качестве отдельных предметов изучались также хронология, мифология, нумизматика, генеалогия, геральдика, древняя география. Материал в учебнике излагался в вопросно-ответной форме и должен был заучиваться учениками, а роль учителя сводилась к руководству «вытверживанием наизусть». Об этом в частности сказано в Проекте духовной комиссии 1722 г. об учреждении «нижних» школ в городах: «И задавать чтение истории универсальной… и, сколько возможно, выбирая главнейшие эпохи, вопросами и ответами вытверживать наизусть».

В эпоху дворцовых переворотов отношение к историческим знаниям изменилось. В целом отход сменяющих друг друга на троне правителей от петровских реформ и заданных им направлений общественной и государственной деятельности привел и к иному отношению к истории. В ней правители не видели того «опыта прошлого, который бы можно было извлечь из нее» (Г.В.Ф. Гегель), и хотя к середине столетия историю преподавали и в духовных учебных заведениях, коммерческом и художественном училищах, все же среди учебных дисциплин она занимала второстепенное место, а в гимназиях была дополнением к филологическому курсу. И дело было не только в отсутствии государственного подхода и системы преподавания, грамотных педагогов и учебников, но и в мощном общественном сознании, которое для государственной службы и карьеры предпочитало «дворянские» науки, и отношение к истории как к излишней роскоши сохранялось долгое время.

В десятках дворянских наказов депутатам Уложенной Комиссии 1767 г. история не упоминается среди «нужнейших наук».

Во второй половине XVIII в. в «Письме о порядке обучения наук» указывалось, что история принадлежала к числу тех предметов, которые служили для прохлаждения и приятного отдохновения после серьезных занятий языками, математикой, философией.

Так, в Смольном институте сообщались лишь начальные сведения по истории «настолько, чтобы девица не скучала, слыша о них разговоры».

Ситуация в отношении истории стала меняться с появлением в России целого слоя просвещенных читателей и новых учебных заведений (университета, гимназий, первых частных пансионов). История в общественном сознании начала переходить из разряда «государственно-прикладных дисциплин в сферу знаний, необходимых для просвещенного человека и гражданина: чтобы не только от подлого народа себя отличить, но и к проявлению государства способными учинившись другим людям путь к необходимой в жизни человеческой мудрости собою показать».

В екатерининское время наставления по воспитанию детей прямо указывали на необходимость для молодого человека, и даже барышни, «знать всеобщую историю, а паче своего отечества, лучшие и приличные полу вашему российские сочинения, дабы при случае не оказать себя невеждою».

Поначалу спрос на историческую литературу удовлетворялся переводами: в 1760-х гг. подряд выходят переведённые учебники по всеобщей истории Ф. Дильтея, Ш. де Лонэ, И. Фрейера. Эти книги составлялись в форме вопросов и ответов, начиная от сотворения мира.

Учебники 1760-х гг. включали и «русские» известия – их источником послужил «Краткий российский летописец с родословием» М.В. Ломоносова, выпущенный в 1760 г. как пособие для академической гимназии. «Летописец» включал конспективный обзор русской истории от Рюрика до Петра I и давал её периодизацию. В виде таблицы в учебнике приводились сведения о русских князьях и царях, вплоть до императрицы Екатерины II. Сжатый перечень имен и наиболее известных событий, по мнению многих исследователей, еще не был настоящим учебником, однако потребность в такой книге отчетливо ощущалась, и уже с середины 1770-х гг. на книжный рынок начинают поступать сочинения такого рода: книги А. Шлецера, И. Богдановича, X. Безака, С. Кушелевой. Эти книги, небольшие по объему (100–150 страниц), вполне можно сравнить с нынешними пособиями для абитуриентов, но для систематического школьного курса они не годились – не имели единой периодизации, допускали разнобой в хронологии и оценках событий и лиц.

Такая ситуация в государственной науке не могла устроить Екатерину II, для которой история стала предметом самого серьезного увлечения. Его результатом явился «долг благодарного сердца» – так императрица называла свои записки «Касательно российской истории», которые твердо следовали намеченной задаче: не «иметь другого вида и цели, кроме прославления государства и дабы служить потомству предметом соревнования и зерцалом»…

Екатерине принадлежат замечания на готовившийся в Академии наук учебник.

Суть их сводилась к тому, что в будущем учебнике не должно быть ничего, что могло хоть как-то послужить умалению достоинств государства и его правителей, вроде «нелепых басен» о месте княгини Ольги или «соблазнительного» происхождения русского имени «от финнов».

Последняя четверть XVIII в. обогатилась выходом в свет довольно большого числа учебной литературы по истории. В малых училищах вводится учебная книга «О должностях человека и гражданина» (1783). Она написана или Ф.И. Янковичем де Мириево, или самой Екатериной П. В этом обществоведении XVIII в. давалось объяснение понятий души, долга, разума, воли, рассказывалось о супружеском союзе, о любви к Отечеству, о добродетелях и пороках, причем утверждалось, что «истинное благо есть в нас самих».

В 1780 году во время свидания в Могилеве с австрийским императором Иосифом I I. Екатерина много беседовала с ним о трудностях реформирования образования; именно тогда в разговоре было упомянуто имя Янковича. Федор Иванович имел практический опыт работы, которого недоставало российским деятелям: в 1770-е г. он организовывал школы в Сербии в рамках проводившейся в Австрии школьной реформы (сербы пользовались в империи Габсбургов церковно-школьной автономией).

В пользу Ф.И. Янковича говорили и другие немаловажные обстоятельства: во-первых, будучи сербом, он исповедовал православие; во-вторых, он знал русский язык (каждый образованный серб в это время владел языком светской русской литературы 18 в., церковно-славянским и собственно сербским).

Основным учебником для школы стала «Краткая российская история» (СПб, 1799 г.), составленная Ф.И. Янковичем и выдержавшая к 1821 году 8 изданий. Помимо официального учебника, начали выходить пособия, написанные самими школьными учителями и просто любителями и знатоками истории. Иногда в комплекте с учебниками предлагались исторические карты; появились и своеобразные исторические игры: картинки с изображением рыцарского турнира, сражений, портретов Кольбера, Лютера, Кромвеля и даже сюжетов на тему американской революции, которым ребенок должен был подобрать соответствующие названия. Учебники проходили через учрежденную в 1796 г. цензуру, которая постепенно набиралась опыта в «уловлении» неблагонадежных сочинений. Поэтому авторы учебников сразу стремились добиться высочайшего одобрения, и в первых страницах указывали читателям на то, что удостоились «с пожалованием мне… не малые цены золотой с брильянтами табакерки, полученный мной с достодолженным благоговением». Подобные уведомления содержались практически во всех изданиях учебной литературы того времени.

В 1783 г. в Петербурге учреждается учительская семинария для подготовки преподавателя народных училищ. Впервые в число изучаемых предметов включается методика преподавания истории как педагогическая научная дисциплина, исследующая процесс обучения истории с целью использования его закономерностей для повышения эффективности образования, воспитания и развития детей.

Одним из ярких методических пособий того времени было подготовленное Ф.И. Янковичем де Мириево «Руководство учителям народных училищ». В нем были сформулированы основные педагогические принципы обучения истории, требования и рекомендации учителям в части развивающего обучения, а также принципы педагогического поведения учителя: «Ученики должны ответствовать не «да» и не «нет», но полною речью»… «Лучше, если они ответствуют исправно своими словами, нежели теми словами, какие находятся в книге: ибо из этого видеть можно, что они дело понимают»; «При всех учениках, а особливо больших, стараться учителя должны более образовании и изощрении разума их, нежели о наполнении и упражнении памяти». И далее: «Учитель должен все слова выговаривать громко, плавно и ясно, глаза обращать всюду и ходить около всех учеников, дабы видеть, все ли прилежно его слушают, и дело свое исправляют». 1

Ф.И. Янкович принял самое активное участие в осуществлении реформы 1786 г., проделал огромную работу по организации школ в России, разработал Устав народных училищ 1786 г. и содержание учебных курсов, составил правила преподавания, написал множество других документов и ряд учебников.

В соответствии с Уставом 1786 г. в губернских городах организовывались главные народные училища с пятилетним сроком обучения, в программу которых отечественная история была включена как полноценный и обязательный предмет.

Согласно реформе 1786 г., в школах вводилась классно-урочная система преподавания, начиналось использование доски и мела, российских исторических карт, учебников. Что же касается истории как учебного предмета, то она изучалась в выпускном классе по два часа в неделю. В качестве сравнения можно привести следующий факт: на преподавание всеобщей истории во всех старших классах отводилось по четыре часа в неделю.

На специально образованную комиссию Екатерина II возложила обязанность «перевести на русский язык или вновь сочинить необходимые учебные руководства». Комиссией был составлен план «Сочинения российской истории для народных училищ в Российской империи», в котором настоятельно рекомендовалось: «всякая важная происшествие или дела описывать таким образом, чтобы оно служило или в поощрение или предосторожность людям нынешних и будущих времен» ' (сохранена орфография документа – В.Т.).

Этим указанием и руководствовался Ф.И. Янкович, когда писал свой учебник «Всемирная история, изданная для народных училищ Российской империи». В книге излагалась история стран и народов. В предисловии содержались новаторские указания учителю о ведении урока: ученики попеременно читают по частям учебное пособие, учитель объясняет прочитанное, заставляет учеников, если нужно, показывать на карте места событий, походов, переселений народов или делать отметки в синхронистической таблице. Для сознательного ознакомительного усвоения и закрепления своих объяснений преподаватель предлагает ученикам вопросы, кратко повторяя всякий раз пройденное на предыдущем уроке. При этом учитель должен вовлечь в работу, по возможности, всех учащихся. Таким образом, автор обосновал и сформулировал основные требования к методике преподавания комплексного урока.

Ф.И. Янкович делил курс истории на основные части, а их в свою очередь – на менее важные. В разделе описывались основные события с указанием конкретных лиц и исторических дат. Материал структурировался в виде схем, которые ученики заучивали и по ним отвечали урок.

Ф.И. Янкович требовал не дословного пересказа текста учебника, а изложение его своими словами в определённой связи с опорой на ландкарты – специально изданные настенные географические карты. В этом случае следовало придерживаться следующей методики: «При изъяснении земель учитель показывает границы, реки и места оных, сказывая ученикам, какие ныне страны заключают те места, о которых в истории говорится и проводит по карте мелом бывшие переселения народов из одной страны в другую». 1 На смену географическим картам пришли исторические карты. В 1793 г. по инициативе Ф.И. Янковича была напечатана настенная «Историческая карта Российской империи». На ней показан территориальный рост Российской империи от эпохи Петра I до царствования Екатерины 11.

В 1787 г. была переведена и опубликована «Всемирная история для обучения юношества» И.М. Шрекка, предназначавшаяся для 4 класса главных народных училищ. Она постепенно вытеснила «Всемирную историю» Ф.И. Янковича. Учебник И.М. Шрекка был построен по принципу синхронности. Автор сделал попытку изложить историю по периодам с указанием общих явлений у разных народов в то или иное время. В учебнике был реализован своеобразный компромисс: история древнего мира излагалась монографически, а история средних веков – синхронистически.

Преподавание истории выглядело следующим образом: «Учитель становился у карты и хронологической таблицы с одним учеником, у которого в руках был учебник истории и мел; одному из учеников… учитель приказывал громко читать один период из проходимой по учебнику статьи, а прочим ученикам читать то-же про себя. По прочтении статьи учитель изъяснял ее и указывал ученику, стоящему у таблицы или карты, что написать или провести на них должно, потом тотчас спрашивал о том то одного, то другого ученика, чтобы увидеть, как они преподаваемое поняли; при этом учитель требовал «чтобы они своими словами рассказали в связи то, что из истории от учителя слышали». Во время каждого урока вкратце повторялось пройденное на предыдущих уроках. В один урок учитель «заставлял писать на таблице и чертить на карте не одного ученика, а всех попеременно».

В 1799 г. «Летописец» М.В. Ломоносова сменила «Краткая российская история, сочиненная для употребления в народных училищах». Некоторые исследователи считают ее автором Тимофея Кириака. Автор не ограничился изложением биографии государей, а рассмотрел внутреннее положение государства. Новшеством стало приложение к учебнику трех исторических карт. К его недостаткам такие исследователи, как М.Т. Студеникин, относят сухость изложения материала, множество мелких подробностей, княжеских имен. По объему и изложению учебник был доступен учащимся выпускных классов главных народных училищ.

XVIII в. завершился изданием трёх книг «Истории Российского государства статского советника и кавалера Ивана Штриттера». Работа автора над этой книгой растянулась почти на 17 лет, прежде чем была издана. По свидетельству журналиста и автора «Очерков литературы по русской истории до Карамзина» А.В. Строчевского, современники положительно оценивали труд Штриттера, особенно отмечая при этом достоверность источников, на которых он был основан: «судя по первым трем томам, история эта была также огромна, как Татищева и Щербатова, но она лучше обеих, хотя слог ее был несколько тяжел». Поэтому данный труд также не мог стать руководством для начальной школы.

Таки образом, в 1770-е г. Отечественная история отделяется от всеобщей.

Однако именно с всеобщей истории начиналось историческое образование и только лишь в последнем классе при повторении обучение завершалось в отечественной историей. Между этими двумя курсами отсутствовала какая-либо связь. Вместе с тем, выделение русской истории в специальный курс не привело к ее изъятию из курсов всеобщей истории.

Школьным предметом история становится лишь в конце XVIII в. в гимназиях в качестве дополнения к филологическому курсу. Как отдельный учебный предмет она входила в план главных народных училищ.

По-прежнему главным методом преподавания истории было «вытверживание наизусть дат, имён, достопамятных приключений», задания на уроке без объяснений (по учебнику «от» и «до»). На уроке в лучшем случае проводилось объяснительное чтение по учебнику, рассказ учителя был крайне редким явлением.

К концу XVIII в. историческое образование начинает основываться на фактах, добытых наукой, но при этом «седая древность» все ещё оставалась покрытой флёром баснословия и легенд»


Другое по теме:

Классификация методов обучения естествознания
Метод - слово греческого происхождения, в буквальном переводе означает путь исследования, способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи. В методике обучения под методом обычно понимают совокупность приемов, теоретических (мысленных) и практических операций, обеспечивающих овладение у ...

Формула Бейеса
Составим задачу: Пусть дано событие А, оно может наступить при появлении одного из несовместных Событий В1, В2,…, Вn, которые образуют полную группу. Так как нам заранее не известно, какое событие наступит, их называют гипотезами. Допустим, что произведено испытание в результате, которого появилось ...

Диагностика творческих способностей учащихся первых классов
Любое проектирование начинается с анализа. В своей дипломной работе я провожу диагностическое исследование. Для этого применяется мною контролирующий эксперимент, целью, которого является определение имеющихся творческих способностей и воображения у детей младшего школьного возраста. Целью данного ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru