Педагогика и воспитание » Особенности перцептивной модальности и интонации у дошкольников с ОНР III уровня, имеющих стертую форму псевдобульбарной дизартрии

Особенности перцептивной модальности и интонации у дошкольников с ОНР III уровня, имеющих стертую форму псевдобульбарной дизартрии

В структуре различных речевых дефектов отмечаются нарушения формирования комплекса интонационных средств. Наиболее часто нарушается такой компонент интонации как мелодика. Нарушения мелодико-интонационной стороны речи влияют на школьную успеваемость, в частности по родному языку (В.Т.А. Сорокина).

На сегодняшний день у многих детей, поступающих в школу, имеются различные речевые нарушения, не скоррегированные в дошкольном возрасте (по данным В.Т.А. Сорокиной, количество таких детей иногда достигает 50%). В исследованиях условно выделяется три группы первоклассников: учащиеся, не имеющие нарушений речи (51,5%), дети, имеющие патологию речи, не отягощенную нарушением мелодико-интонационной стороны речи (37,6%) и первоклассники с речевыми нарушениями, у которых наблюдается также нарушение мелодико-интонационного высказывания (12,4%) (В.Т.А. Сорокина).

Как видно, процент детей, составляющих третью группу, достаточно велик; это обуславливает необходимость разработки методик по формированию интонационной стороны речи у младших школьников. Однако эти дети обычно не охватываются логопедическими занятиями, так как подобные проблемы выявляются в процессе глубокого и детального обследования детей. Часто первоклассники, имея не выявленные нарушения интонационной стороны речи, продолжают оставаться с типологическими трудностями, оказывающими влияние на их школьную успеваемость.

Помимо этого, нарушения мелодико-интонационной стороны речи влияют также на коммуникативную деятельность детей, так как интонация обладает различными функциями – фонетической, эмоционально-экспрессивной, синтаксической, смыслоразличительной и стилистической. У детей возникают проблемы межличностного общения, усвоения норм социального поведения и формировании эмоционально-волевой сферы, то есть сказывается на развитии личности в целом (И.А. Поварова, В.И. Смирнов, В.Т.А. Сорокина).

Языковые способности человека зависят от особенностей организации сенсорно-перцептивной системы. Ведущий сенсорный канал восприятия определяет своеобразие процессов получения, переработки и передачи информации. Дети дошкольного возраста поливосприимчивы и способны к соотнесению разномодальных ощущений (Р. Бандлер). После 7 лет мозг начинает реагировать на перегрузки включением специальных фильтров внимания и одна из модальностей становится ведущей. Сохранение полисенсорного режима восприятия делает ребенка «вундеркиндом». Однако у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) уже в 4-5-летнем возрасте проявляется моноканальная направленность восприятия. Процесс восприятия у них проходит в моно-бисенсорном режиме, что ограничивает их коммуникативно-познавательные возможности. Состояние речевых способностей, умений и навыков, а также суперсегментного уровня речи (интонационная сторона речи) детей зависит от уровня развития их сенсорно-перцептивной системы (Б.Г. Ананьев, Г.А. Ванюхина, В.А. Ковшиков).

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что данная проблема является достаточно актуальной на сегодняшний день и требует тщательной и подробной разработки.

Актуальность проблемы позволяет выбрать тему курсовой работы «Изучение общих речевых навыков и перцептивной модальности, обеспечивающих интонационную выразительность речи у дошкольников с общим недоразвитием речи», определить предмет, объект, гипотезу и задачи исследования.

Цель исследования: описать особенности перцептивной модальности и интонации, а также выявить ведущую перцептивную модальность у детей дошкольного возраста с ОНР.

Объект исследования: сенсорно-перцептивная система и интонационная сторона речи дошкольников с нормальным и нарушенным речевым развитием (ОНР).

Предмет исследования: особенности перцептивной модальности и интонации у дошкольников с ОНР III уровня, имеющих стертую форму псевдобульбарной дизартрии.

Гипотеза исследования состоит в предположении, что недоразвитие процессов сенсорно-перцептивной модальности влияет на уровень сформированности интонационной стороны речи: чем гармоничнее и равномернее развиты все виды сенсорно-перцептивной системы, тем выше уровень сформированности интонационной стороны речи.

Сформулированная цель и гипотеза исследования определили задачи:

Проанализировать теоретические подходы к данной проблеме в психолого-педагогической литературе.

Сформировать пакет диагностических методик по выявлению уровня сформированности интонационной стороны речи и перцептивной модальности у детей дошкольного возраста.

Проанализировать и обобщить полученные данные, сформулировать выводы.

Для реализации сформулированных целей и проверки выдвинутой нами гипотезы подобран специальный комплекс методов исследования.

- метод сбора анамнестических данных;

- методы теоретического анализа (анализ психолого-педагогической литературы);

- неэкспериментальные диагностические методы (метод наблюдения);

- экспериментальный метод исследования;

- метод логопедического обследования;

Методологической основой исследования явились труды Б.Г. Ананьева, Г.А. Ванюхиной, Н.И. Жинкина, Р.Е. Левиной, А.Р. Лурия, Н.В. Светозаровой, А.К Цеплитис, Н.В. Черемисиной, Л.В. Щерба и др.

База исследования. В опытно-экспериментальном исследовании принимали участие 20 детей дошкольного возраста, составивших основную группу (дети с ОНР III уровня со стертой формой псевдобульбарной дизартрии) и группу сравнения (нормально развивающиеся дети). Исследование осуществлялось на базе МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 184» и МДОУ Центр развития ребенка «Детский сад №137» г. Хабаровска. Исследование проводилось в период с 06.04.2009 г. по 16.05.2009 г.

Структура работы представлена введением, двумя главами, заключением, приложением. Первая глава составляет теоретическую часть исследования, где указывается современное состояние исследуемой проблемы, перцептивная модальность как средство формирования интонационной выразительности и особенности общеречевых навыков и интонационной выразительности у дошкольников с ОНР. Вторая – содержит описание практической деятельности, куда включена характеристика основной группы и группы сравнения, описаны методы диагностики исследуемых параметров, констатирующий эксперимент, а также полученные в ходе него результаты. В заключении сделан вывод по двум главам работы. Библиографический список включает в себя 57 источников.


Другое по теме:

Теоретическая поддержка темы «Водород»
Общая характеристика. Атомный номер водорода 1. Можно утверждать, что водород «образует естественную нижнюю границу» периодической системы, т. к. нет элемента с меньшим атомным номером. Упоминания о получении горючего газа при действии кислот на металлы встречаются в работах многих химиков (скорее ...

Объект, субъект, предмет, цель и задачи специальной педагогики
Объектом специальной педагогики является специальное образование лиц с особыми образовательными потребностями как социокультурный, педагогический феномен. Субъектом изучения и педагогической помощи, оказываемой в системе специального образования, является человек с ограниченными возможностями здоро ...

Характеристика понятий «знаковое опосредствование», «совокупное действие» и «открытое действие»
Знак является следом активного поведения присутствия другого в человеке. Д.Б. Эльконин пишет «Первичные формы аффективно-смысловых образований человеческого сознания существуют объективно вне каждого отдельного человека, существуют в человеческом обществе в виде произведений искусств или в других к ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru